"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

Война на суше Порт-Артур
Здравствуйте господа. И так измененный вариант обзора по П-А. «Думаю, начать придется с состояния крепостного дела в мире на момент начала ХХ века. С появлением в армиях всех стран нарезной артиллерии изменилась и форма крепостей. Применявшаяся до этого бастионная система укреплений перестала отвечать своему назначению. С 30-х годов ХIХ века крепость представляет из себя цитадель или ядро крепости иногда окруженную центральной оградой и систему фортов, промежуточных батарей, укреплений и стрелковых позиций, а так же береговых батарей в приморских крепостях . Как правило, на некотором удалении от основной линии фортов, оборудовались передовые позиции полевого типа. Наиболее опасные направления прикрывались проволочными заграждениями, завалами и зарытыми в землю фугасами. От основных узлов сопротивления к ядру крепости проходили радиальные дороги, иногда соединенные в единую систему на неком удалении от фронта рокадными дорогами. В идеале основная оборонительная линия должна была находиться на расстоянии делавшем невозможным бомбардировку ядра крепости. Но в реальности приходилось считаться с тем, что с увеличением оборонительной линии увеличивается, как гарнизон крепости, так и ее стоимость, поэтому всегда приходилось идти на некий разумный компромисс. Появление в начале 80-х годов XIX века фугасных снарядов изменило взгляды на основной материал для строительства фортификационных сооружений. Опытные обстрелы укреплений, проведенные во Франции, России и Германии, позволили сделать выводы о непригодности кирпичных конструкций и необходимости возводить новые долговременные укрепления . В двух словах опишу утвержденный в 1897 году Инженерным комитетом типовой форт проекта инженер полковника К.И. Величко. Форт имеет в плане трапециевидное начертание. Представляя из себя, прежде всего пехотную оборонительную позицию форт в плечных углах имел барбеты выкатных противоштурмовых орудий, укрываемых во время обстрела в специальных казематированных укрытиях. Горжевой казармы соединенной потерной с убежищем дежурной части расположенной под напольным валом. Оборона рва осуществлялась из казематированных сооружений примыкавших к эскарпу капониров или полукапониров либо примыкавших к контрэскарпу кофров. Очень важно отметить, что Величко предложил поэтапное строительство форта. На каждом этапе получали оборонительное сооружение определенной силы. Береговые батареи вооружались орудиями и мортирами крупных калибров. Устанавливались эти орудия открыто в орудийных двориках на каменных или бетонных основаниях, а во временных вариантах на шпальных клетках. Орудия отделялись друг от друга бетонированными траверзами, и защищались с фронта бетонными парапетами. Что бы ни возвращаться по 100 раз сразу оговорю ряд момента, толщина бетонных сводов казематов Порт-Артурской крепости была ниже принятой Инженерным ведомством величины 1,5-1,8-2.4 метра, в среднем на 0,3-0,6 метра. Связано это, прежде всего с тем, что у предполагаемого противника не был осадной артиллерии калибра свыше 120 - 152 мм. Свод толщиной 90-1,2-1,8 см попадание подобных снарядов выдерживал. Для веденья осады Японцы вынуждены были снять 11-дм гаубицы батарей береговой обороны. Под Порт-Артуром эти орудия появились к сентябрю 1904 года. Нарекания на качества бетона не подтверждены послевоенной комиссией. В мирное время гарнизон на форте не живет и орудий на фортах и батареях, как правило, нет. Гарнизон крепости живет в казармах, орудия на складах или в арсенале. Исключение составляют береговые батареи приморских крепостей, вооруженные артиллерией крупных калибров. Последнее что требует обсуждение на предварительном этапе это тактические взгляды того времени на штурм крепостей. Первый вариант, постепенная атака или Schulangriff школьная атака. Метод, восходящий к Вобану. Школьная атака подразумевала правильную осаду с постепенным захватом ключевых позиций. В среднем, по расчетам того времени, крепость могла держаться 5-6 месяцев в условиях полной блокады. Либо второй, методом открытой силы путем ускоренной атаки. Предполагалось, что относительно мобильная осадная артиллерия, в БК которой входят разрушительные фугасные снаряды появится около крепости сразу вместе с полевыми частями. В первые дни осады артиллерия подавит огнем опорные пункты и уничтожив вражеские резервы. Расчистив, таким образом, путь пехоте. Вслед за этим полевые части, пройдя промежутки между фортами, захватит непосредственно ядро крепости. В последнем случае крепость должна быть захвачена в срок не более 4-6 недель от момента осады, либо вообще оставлена в покое. После этих предварительных замечаний можно перейти непосредственно к Порт-Артуру. По Пекинской 1898 года конвенции Российская Империя приобрела на правах 25 аренды Кватунский полуостров с базами Порт-Артур (Лю-шунь-коу) и Дальний (Да-ля-вань или Талиевань) получив право соединить их с КВЖД особой южной веткой. Город и база Порт-Артур с 1880 года оборудовался Китайской Империей как военно-морская крепость. До 1895 года на его создание Китай затратил порядка 80 мил руб. Немного забегу вперед и опишу, что сразу приобрела Россия. Военный порт китайского Лю-шунь-коу располагался в Восточном бассейне. Набережная одета стенками из гранита покоившаяся на деревянных сваях перекрытых бетонными блоками. При порте с северной стороны Восточного бассейна сухой док длинной 359 футов, шириной 72 по дну и 78 ½ при входе глубиной в малую воду 23 ½ фута. По своим размерам док был способен принимать суда не более Кр 2 ранга. Две паровых машины с турбинами могли осушить док за 9 часов. Мастерские порта располагали кузницей с полутоным молотом и 11 горнами, две небольших литейни, слесарня, небольшая шлюпочная мастерская. При гавани два подъемных крана – плавучий в 40 тонн и поворотный в 5 тонн. Полный комплект рабочих 600 чел. По заключению адмирала Дубасова порт без обновления был способен производить мелкий ремонт судов и самого порта. И так география. Квантунский полуостров является юго-западной окончанием Ляодунского полуострова северная граница которого проходит по – линии Пуландян- Бинцзиво, условная ось Квантунского полуострова направлена на SW, площадь приблизительно 2500 кв.км . Квантунский полуостров с трех сторон окружен заливами Желтого моря на западе Ляодунским на востоке Корейским и на юге Печелинским ( географические названия даны на начало ХХ века). Береговая линия сильно изрезана. Основной водораздельный кряж является продолжением Чанбошанской горной системы. С севера на восток местность, представляет собой, ряд невысоких постепенно повышающихся к востоку холмов переходящих в горный массив северо-восточнее города Чиньчжоу. Город, расположен в неширокой долине к юго-западу переходящей в Чиньчжоужские высоты, запирающие наиболее узкую часть Квантунского полуострова, ширина которого в этом месте от бухты Хунхуз до залива Чиньчжоу не превышает 4 км. Далее к юго-западу от Чиньчжоужские и Тафошинской высот местность повышается, становится сильнопересеченной, холмисто-возвышенной постепенно переходя, в Зеленые горы отделенные долиной реки Луванхе от Волчьих гор находящиеся приблизительно в 8 км к северу от окраин Порт-Артура. Горы средней высоты известковые, вершины остроконечные с очень крутыми скатами. Речная сеть полуострова чрезвычайно бедна, реки как рубежи обороны интереса не представляют. Большенство рек в летний период пересыхают, за исключением Луванхе, Маланьхе и Лунхе. Общее направление течения рек впадающих в Корейский залив SO, в Ляодунский NO. Запасы речной пресной воды ограничены, что компенсируется значительными запасами подземных вод лежащих близко к поверхности. Лесов на полуострове практически нет. Горные долины сильно изрезаны за счет пересыхающих оврагов горных речушек и ручьев, заполняемых водой в весенне-осенний период, и ирригационных канав идущих по нижним склонам гор и в межгорных долинах. Коренное население Квантунского полуострова составляло в начале ХХ век 325 тыс. чел. Русское население на 1 января 1904 года 18 992 чел. без учета войск. Основное занятие местного население сельское хозяйство и рыбный промысел. Плотность населения в сельской местности до 120 чел/ кв.км. Крупных городов пять: Порт-Артур, Дальний, Талиеван, Чиньчжоу, Битцзыво. Дорожная сеть представлена железнодорожной веткой Пулянд – Чиньчжоу – Порт-Артур с ветками от ст. Тафашин на Талиеван и от ст. Нангалин на Дальний. Железная дорога одноколейная проходила по северному побережью полуострова, в районе селения Чалиндза делала поворот на юг и входила в Порт-Артур по долине реки Лунхе. Большой (или Старой) Мнадаринской дорогой, по направлению совпадавшей с железнодорожной веткой, представлявшей собой, грунтовой накат. Полотно дороги не ровное, с большими перепадами, во время дождя дорога едва проходима из-за глинистой почвы и залитых водой участков. Следующая грунтовая дорога, Южноартурская типа проходившая вдоль южного берега и вступавшая в пределы Порт-Артура южнее горы Дагушань, дорога в виде грунтового наката, полотно хорошо наезжено, твердое, ровное, каменистое в непогоду дорога вполне проходима на всех участках, как для гужевого транспорта, так и для артиллерийских обозов. И, наконец, между этими дорогами по межгорным долинам и долине реки Маланьхе проходила Среденартурская дорога, проходимая для мелко и среднегрузного транспорта. Рокадные и межпоселковые дороги были, скорее, горными тропами. После дождя второстепенные грунтовые дороги становились малопроходимыми из-за вязкого грунта, а в сухое время чрезвычайно пыльными и не ровными. Искусственные переправы на этих дорогах после войны 1900-1901 года в запущенном состоянии. Порт-Артур расположен на юго-восточной оконечности Квантунского полуострова, на берегу одноименной бухты секторального начертания с углом порядка 110 градусов. Город отделен от моря линией высот Тигрового полуострова и Золотой горой. От вершины угла на расстоянии 8-12 километров город окружен первой цепью гор. По дуге с востока на запад. От залива Тахе к северу г. Сяогушань, далее г. Дагушань, Волчьи Горы, хр. Папуншань, и система гор Угловая -- г. Высокая, последняя отделенная от бухты Голубиной и г Ляотеншань холмисто пересеченной местностью. На расстоянии 8 -10 км проходит вторая линия высот отделенная от первой сильновсхолмленной равниной шириной на разных участках от 1 до 6 км. Долина реки Лунхе разделяет вторую цепь возвышенностей на две части западную и восточную. Восточная часть цепи горы Драконьего хребта. От г. Крестовая на побережье восточнее города, далее по условной дуге к системе Малого и Больного Орлиного гнезда до горы Скалистый кряж, расположенной непосредственно в долине р. Лухе. Западная часть г. Кладбищенская, Зубчатая, Вальдшнепинский холм заканчивают дугу на побережье западнее города горой Белый Волк Глубина внешнего рейда в малую зимнюю воду не менее 5 1/2 морских саженей и не более 9 морских саженей. Грунт дна мягкий ил. Рейд совершенно открыт с южной и юго-восточной стороны, с востока защищен от волнения прибрежными отмелями и рифами, с севера и запад защищен берегом. Во время сильных ветров стоянка судов на внешнем рейде затруднительна. В вершине угла, между Золотой горой и полуостровом Тигровый хвост, находится проход, ведущий во внутренней бассейн. Длинна прохода длинной около 400 саженей наименьшая ширина при входе 150 саж, наибольшей шириной в средней части 275 саж., но там же и наименьшей глубиной в 3 1\4 саж. в малую воду. Внутренний бассейн Порт-Артура делился на две части Обширный Западный бассейн, отделенный от моря Тигровым полуостровом. Длинной около 2 км наибольшей шириной на востоке около 1 ½ км и на западе около 1 км. Грунт в южной части мягкий ил, в северной части скальная порода. Восточный бассейн расположен у подножья Золотой горы. Длинна около 140 саж, ширина 140 саж. глубина в малую воду после проведенных китайцами работ составляла около 23 футов. По проекту переустройства крепости 1898 года предполагалось произвести следующие работы. Углубить Западный бассейн, по первоначальному проекту весь, а затем после подробных изысканий только ту часть, где позволял характер дна, устроив бетонную набережную в северной части бассейна. Произвести дноуглубительные работы северного входа. Удлинить существовавший сухой док и построить два новых. Расширить и переустроить портовые мастерские и снабдить порт дополнительными плавучими вспомогательными средствами. Построить минно-артиллерийский двор и городок. Возвести дополнительных складов. Построить административные здания, казармы гарнизона и флотского экипажа, военно-морской госпиталь. И, наконец, в некоторой перспективе прорыть дополнительный вход из гавани, устроить со стороны наружного рейда аванпорты, углубить Пресноводное озеро. Строительство предполагалось вести поэтапно. Проектная стоимость работ порядка 32 424 000 руб. К началу военных действий выделено 11 696 845 руб. (по другим данным 11 150 536 руб.) из них на инженерное обеспечение выделено 4 623 225 руб. Интересна динамика выделения средств. В 1898 году 694 190 руб., 1899 году 200 655 руб.,1900 году 2 000 000 руб., 1901 году 1 500 000 руб., 1902 году 3 200 000 руб., наконец, в 1903 году 4 105 000 руб. С момента захвата город, развивался исключительно как военный порт и крепость. К началу боевых действий население Порт-Артура составляло без войск гарнизона в округленных цифрах около 50 тыс. чел. Из которых русских 15 000, китайцев 35 000, японцев 700 чел и пр. европейцев 600. Город делился на три части Старый китайский город, новый и новый китайский город. C 1898 года по начало боевых действий в городе возведено следующее. В старом китайском городе возведены: дворец Наместнике Е.И.В. на Дальнем Востоке, штаб Квантунского укреп. района и 7 Восточно-Сибирской стрелковой бригады. Казармы 9,10 и 25 Восточно-Сибирских стрелковых полков и Квантунского флотского экипажа. Сводный госпиталь, военная школа, отрядная церковь, интендантские склады и паровая мельница. С северо-восточной стороны к старому городу примыкал новый китайский город, населенный в основном китайскими ремесленниками и торговцами. Построен новый город, соединенный со старым дамбой с мостом через реку Лунхе. В новом городе построены казармы 11 и 12 Восточно-Сибирских стрелковых полков, Квантунского флотского экипажа, арсенал, военно-морской госпиталь с лазаретом, здание штаба крепости и Военно-Инженерного управления. Из сооружений гражданского назначения возведены вновь или переоборудованы следующие. Вокзал, городская лечебница и больница Мариинской общины, типография, проведен телеграф, открыто реальное училище, построено здание Русско-Китайского банка и пр. Гражданское управление области осуществлялось следующим образом. Во главе городского и всего районного управления стоял Комиссар Квантунской области по гражданской части с правами губернатора. В подчинении, которого находились начальники участков с правами уездный начальников, начальник полиции и вся старая китайская администрация. К 1 января 1904 года проведены следующие работы по переустройству порта. В 1901 году одним землечерпательным караваном приступили к дноуглубительным работам по проекту. Произведены дноуглубительные работы в Восточном и частично в Западном бассейне. В Западном бассейне углублен участок к западу от Тигрового хвоста и прорыт канал для МН вдоль берега Тигрового полуострова. Реконструирован и переоборудован судоремонтный завод и мастерские порта с кузней, литейной и пр. Производственные мощности порта позволяли выполнять крупный ремонт кораблей всех типов, включая замену котлов, цилиндров машин, установку валов и пр. Оборудована портовая электростанция. После перестройки старый сухой док стал принимать суда до крейсера первого ранга включительно. Заложены два новых сухих дока. Которые к началу войны окончены, не были. Построены или перестроены портовые и угольные склады. На Тигровом полуострове построен минный дворик. Там же к 1901 году для сборки МН типа «Сокол оборудованы мастерские, 2 эллинга для миноносцев, сараи и плавучая пристань. Все это хозяйство, принадлежавшее Невскому заводу оценивавшееся в 147 295 руб. Кроме того в порту без разбора хранились вывезенные после подавления восстания ихетуаней станки, листы обшивки, чугун, свинец, медь, полевая железная дорога, и пр. и пр. включая орудия калибром от 43 мм до 280 мм. в количестве 98 шт… Состояние крепости на начало войны можно достаточно подробно описать на основании приложений к тому VIII части 1 Военно-Исторической комиссии при ГШ и ряду других источников. По первоначальному проекту, генерала Кононович-Горбатовского разработанному в 1898 года планировалось провести главную крепостную позицию по линии Даугушань- Драконов хребет –система Угловой горы- Высокая гора- Белый Волк. Протяженность порядка 70 км. Гарнизон не менее 70 тыс. чел. Однако из экономии проект был отклонен Военным ведомством. Для составления нового проекта в Порт-Артур был направлен член Инженерного и Крепостного комитетов полковник корпуса военных инженеров Величко К.И.. В 1899 году приступили к строительству крепости, а в 1900 году проект К.И. Величко получил Высочайшее одобрение. Предполагаемая стоимость инженерных сооружений и артиллерийского вооружения крепости 15 мил. руб. 100% готовность к 1909 году, строительство разделено на три этапа. Укрепления Порт-Артура должны были состоять на Приморском фронте протяженностью около 7,5 км из 22 батарей долговременного типа расположенных тремя группами, сведенные в два боевых участка. 1-я группа батареи Тигрового полуострова ( первый боевой участок), 2-я группа батареи Золотой горы и 3-я группа батареи Крестовой горы вместе представляли из себя второй боевой участок . На сухопутном фронте предполагалось построить главную оборонительную линю по цепи описанных выше высот от Крестовой горы до горы Белый Волк протяженностью порядка 20 км из 8 фортов, 8 укреплений, 7 долговременных батарей, 4 редутов, 1 тылового капонира и 23 промежуточных полудолговременных батарей. Расстояние от ядра крепости до главной оборонительной линии от 1,5 до 3 -4 км. По цепи гор Сяогушань – Дагушань- Волчьи- хр. Папуншань и система Угловая – Высокая, создать передовую крепостную позицию. Использовав, при этом старые китайские укрепления. Кроме того, окружить старый город центральной оградой с опорными пунктами полудолговременного характера, связанных куртиной в виде вала и рва бастионного и полигонального начертания. Создав, таким образом, ядро крепости. К 1903 году общая сметная стоимость инженерных сооружений равнялась 4,5 мил руб. На состоянии крепостных сооружений остановлюсь подробней. Однако, есть одна сложность, на планах крепости батареи обозначены номерами, в различной литературе, можно встретить как номер, так и название, поэтому, где возможно в скобках я их привожу. К сожалению, на схемах не приведены сектора обстрела отдельных батарей и боевых участков, есть только описание. Приморский фронт. Первый боевой участок. Батареи Тигрового полуострова. Батареи кругового обстрела. Задача обстрел участка примыкавшего к Тигровому полуострову и направлении вдоль Ляотеншань, Голубиной бухты и поддержка укреплений западного фронта. Батарея № 1 (Полевая батарея) временного типа, готова. Вооружение состояло из 4 –х батарейных орудий калибром 120мм. Батарея № 2(Батарея на Тигровой голове) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ и 5 152/22 мм орудий. Батареи № 3 ( Батарея на террасе) временного типа вооружение по нормальной табели состояло из 2 152/22 и 4 батарейных орудий. Батареи № 4 (Западная) временного типа вооружение по нормальной табели состояло из 8-и 203 мм мортир и 2-х орудий калибра 57 мм. Батареи № 5(Средняя) по нормальной табели вооружение состояло из 5-ти орудий калибра 254 мм и 2-х орудий калибра 57 мм. Батарея № 6 долговременного типа вооружена по нормальной табели 4-ре мортиры калибром 254 мм . Батарея № 7 долговременного типа вооружена по нормальной табели 8 мортир калибра 203 мм. Обе батареи объединены единым названием Большая батарея. Батарея № 9( Ближнего боя) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ. Не приступали к сооружению батарей № 8, 10 11. Вместо 10 батареи существовала старая батарея Тигрового хвоста временного типа на 6 орудий 152/22 мм и 2 противоштурмовых орудия калибром 57 мм. Вместо бат. №11 китайская Артиллерийская батарея временного типа, вооружение 4-ре орудия калибром 203/22 мм. Второй боевой участок. Батареи Золотой горы Задачи батарей оборона внешнего рейда. Бат. № 12 временного типа по нормальной табели на вооружении 2 –а 57 мм противоштурмовых орудия. Бат. № 13 (Верхняя Золотой горы) долговременного типа вооружена по нормальной табели 2 орудия калибра 57 мм. Бат. № 14 (Нижняя Золотой горы) по нормальной табели вооружение 2 орудия калибром 57 мм. Бат. № 15(Электрического утеса) долговременного типа, вооружена по нормальной табели 5 орудий калибра 254 мм и 2 орудия калибром 57 мм. Бат. №16 ( Лагерная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ и 2 орудия калибром 57 мм. Бат. № 17( Стрелковая) временного типа по нормальной табели на вооружение 6 орудий 203/22 и 2 –а орудия калибром 57 мм. Бат №18 временного типа по нормальной табели вооружение составляет 4 орудия калибра 152/22 и два орудия калибром 57 мм. Батареи Крестовой горы. Задачи оборона приморского участка и поддержка Восточного фронта. Бат. № 19 (Северная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 5 152/45 мм орудий Канэ. Бат №20 (Средняя) временного типа по нормальной табели вооружение 5 203 мм мортир и 2-а 57 мм противоштурмовых орудия. Бат. №21(Южная) долговременного типа вооружена по нормальной табели 6 мортир калибра 203 мм, 2 орудия калибра 152/22 мм и 2 –а 57 мм противоштурмовых орудия. К сооружению бат. № 22 не приступали. В промежутке между 20 и 21 батареями построена дополнительная Длинная мортирная батарея на 10 мортир калибра 87 мм, предположительно китайских и два 57 мм противоштурмовых орудия. В батареях долговременного типа на декабрь 1903 года отсутствовали броневые ставни и двери в погребах боезапаса и частично не возведены дальномерные павильоны. В записке о боевой готовности крепости Порт-Артур от 1903 года фигурирует следующие цифры, на вооружении Приморского фронта имелось 119 орудий из 124 положенных по нормальной табели, не хватало 5-ти 254 орудий( по-видимому на батареи № 5). Однако реально орудий на приморском участке обороны больше. Здесь требуются некоторые пояснения по нормальной табели( т.е. по проекту) вооружены батареи № 2,6,7,9,13,16,19,21. Батареи № 1,3,4,5,12,14,17,18,20 вооружены по т.н. переходной табели. Для того чтобы не путать читателя, выше дано вооружение батарей по проекту. Отличия следующие. Таб. 1. Калибр орудий. 254 мм 203/22 мм 152 мм/22190 пуд 120 мм 57 мм 203 мм мортир Нормальная таб. 5 6 0 12 12 13 Переходная таб 0 12 6 4 18 14 Боекомплект орудий на декабрь 1903 года полный, в тот же период сделано представление о доведении б.к. до полуторного. Сухопутный фронт главная крепостная позиция. Центральная ограда. Окружала весь старый китайский город и Восточный бассейн. Задача защита восточного бассейна и старого города от ускоренной атаки. Артиллерийская поддержка Восточного и Северного фронтов. Представляла собой 4 сомкнутых опорных пункта. №1 Артиллерийский( не путать с Артиллерийской бат. приморского участка обороны), №2 Инженерный, №3 саперный, №4 Пороховой. Опорные пункты соединенных куртиной в виде рва и вала одетого камнем. На вооружении центральной ограды было 4-ре 42 линейных орудия, 24 легких орудия и 24 пулемета. К началу 1904 года построена полностью. Восточный фронт или третий боевой участок. Форт № I. Задачи - обстрел участка в районе г. Дагушань, бухты Тахе и продольный обстрел восточного фронта. Форт по проекту долговременное укрепление, в начертании представлявшее пятиугольник искаженной формы с тупым углом открытым кнаружи. Гарнизон две роты пехоты. Вооружение по проекту состояло из 4-х орудий артиллерийской борьбы калибра 152 мм/ 190 пудов и 6 57-мм противоштурмовых орудия и 12 пулеметов. На конец 1903 года. Ров пробит на всем протяжении кроме участка на горжевом фасе. Проведены бетонные работы в 2- полукапонирах в напольном фасе рва. Полностью сооружена батарея на 4 орудия. Построены 2 убежища противоштурмовых выкатных орудий. Сооружена казарма на одну роту. Не готовы: горжевая казарма на одну роту, горжевой капонир, бетонная потерна для сообщения с капониром и полукапонирами. Не проведены общая отделка и маскировка. все внутренние сооружения долговременные типа. Открытый капонир №1 представлял собой бывшее китайское укрепление, перестроенное под артиллерийскую позицию. Прикрывал местность перед фортом I . Укрепление №1 Тыловая позиция прикрывавшая местность перед фортом I и бат. лит. А. Вооружение 4 легких капонирных орудия. Китайские укрепления полудолговременного типа. К перестройке 1904 года не приступали. Долговременная батарея Лит. А Задачи батареи – обстрел верховий долины Та-хе. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Вооружение 6 орудий противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/ 120 пуд. и два полевых орудия калибром 75 мм. Укрепление № 2 Задача - прикрывала местность перед бат. лит. А и Б. Китайские укрепления полудолговременного типа с блиндажи в юго-западном скате. Вооружение 6 легких полевых орудий и 6 пулеметов. Долговременная батарея Лит. Б. Прикрывала форт II и укр.№2. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Батарея трапециевидной формы. С двумя линиями стрелковых окопов по фронту возводимых в период мобилизации. Вооружение 4 орудия противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/190 пуд. и 4 полевых орудия. Временное укрепление на Большой горе. Полевого типа с батареями тыловой позиции. Питательный артиллерийский погреб № 1. Обслуживал весь Восточный участок. К 1903 году полностью готов. Форт № II. Задача форта – обстрел местности от Дагушань до Палиджуана. В плане искаженный семиугольник. Сооружение по проекту долговременного типа напоминающее германский малый форт. Укрепление состояло из наружного рва, примыкавших к контрэскарпу капониру и полкапониру, главного вала, бруствер которого приспособлен к ведению ружейного огня, внутреннего редюита, наивысшее командование которого + 9 метров, приспособленного к ведению артиллерийского огня и горжевой казармы. Перед фортом был открытый капонир №2 соединенный ходом сообщения с китайским валом На вооружении форта 10 противоштурмовых орудий калибром 57 мм и 10 легких орудий. К концу 1903 года ров пробит на всем протяжении, в открытом капонире и напольных фасах насыпан ров. Проведены бетонные работы в головном капонире, контрэскарпной галереи, 2-х этажной горжевой казарме на одну роту в левом горжевом фасе и левом горжевом полукапонире и потерне. Оставалось окончить правый горжевой угол, и казарму на 50 человек, а также провести отделочные работы и маскировку. Укрепление на горе Большое Орлиное гнездо в основе своей имело перестроенное китайское укрепление. Два орудия калибром 152 мм обстреливали местность перед северным фронтом и вдоль китайского вала. Редут 1 и 2. Прикрывали промежуток между фортами II и III. По проекту долговременного типа, в конце 1903 года оставались временными позициями. Так же бывшие китайские постройки трапециевидной формы несколько перестроенные. Вооружены 4-мя легкими пушками каждый. Форт № III. Задача форта обстрел долины реки Лунхе. Назначение тылового капонира обстреливать лощину между фортом II и редутами 1 и 2. На вооружении форта по проекту 4 орудия противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/120 пуд 10 орудий калибром 57 мм и 10 легких орудий. В начертании семиугольник. Укрепление по проекту долговременного типа. Состояло из рва с казематированными контрэскарпными постройками, главного вала с пехотной позицией наивысшее командованием + 6м, горжевой части и тылового капонтра. К 1903 году ров пробит на всем протяжении, вал насыпан на всех фасах кроме горжевого. Проведены бетонные работы в горжевой казарме на одну роту, правом головном капонире и левом головном полукапонире, в потерне и батареях. Оставалось закончить работы в горже и общеотделочные работы с маскировкой форта. Укрепление №3. Укрепление обстреливало местность от Сингоу до казачьего плаца. На вооружении состояло из 4-х 57 мм и 4-х легких орудий. Полностью готовое в 1903 году. По описанию чрезвычайно напоминает форт уменьшенных размеров (линия огня 70 метров против 180 у форта №3). Позади укреплений фронта располагались 10 промежуточных батарей возводимых в период мобилизации. Северный фронт или четвертый боевой участок. Долговременная батарея Лит. В( Зубчатая батарея). Вооружение 4 152 мм/120пуд орудия. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Форт № IV. Задача обстрел речной долины Лунхе у Палиджуана, Сюйшина и Сингоу, поддержка соседних фортов. Вооружение 8 57 мм орудий и 12 легких орудий. Постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Долговременная батарея Лит. Г( Саперная батарея). Обстрел долины реки Лунхе перед фортом № III, укреплением №3, и фортом № IV. Бывшее китайское укрепление, на вооружении 6 орудий противоартиллерийской борьбы калибром 152 мм/190пуд. На декабрь 1903 года не перестраивалась. Укрепление №4. Задача фронтальный обстрел местности перед фортом №V. Вооружение 8 152мм/120пуд. Орудий противоартиллерийской борьбы, 8 легких противоштурмовых орудий и 8 пулеметов. В 1903 году полностью готово. Также весьма напоминает по очертаниям форт уменьшенного размера. Редут №3. Тыловая позиция укрепления № 5. Вооружение из 4-х легких орудий. Западный фронт или пятый боевой участок. Форт V. Задача обстрел местности перед фортом № IV и укреплениями № 4 и №5. На вооружении по проекту 10 орудий калибром 57 мм и 12 легких орудий. Ситуация к концу 1903 года следующая полностью проведены земляные работы и подготовка к бетонным работам. Заключение комиссии таково: « …форт не готов …поместить на нем стрелковую или артиллерийскую позицию можно… засыпав форт мягкой землей…на что потребуется две недели. Т.е. форт представляет собой полевое оборонительное сооружение высокой степени готовности. Укрепление № 5. Прикрывало подступы к Западному бассейну. Вооружение 10 легких противоштурмовых пушек и 4 пулемета. постройка по проекту на декабрь 1903 года завершена. Далее шли Форт VI, Соляная батарея, и Редут Белый волк ( редут № 4) к сооружению долговременного типа на которых в 1903 году только приступили. Кроме того имелось 24 китайских импани в виде сомкнутого 4-х угольного укрепления. !5 были разру Вооружение линии фортов по нормальной табели составляло 325 орудий, а кроме того для вооружения центральной ограды 52, резервных 70 и запасных 19 орудия всего 466. Из них на конец 1903 года в арсенале и на складах имелось 186(без учета китайских). Боекомплект из расчета 300 выстрелов на ствол полный, кроме недокомплекта боеприпасов для артиллерии калибра ниже 57 мм. Нехватка составляла порядка 57 выстрелов на ствол, всего 4000 выстрелов. На начало войны крепость располагала запасами продовольствия: муки на 242 дня, крупы на 410 дней, сухарей 62 дня и т.п. исходя из норм военного времени и гарнизона в 24 000 чел. В мобилизационный период предполагалось. Создать передовую крепостную позицию из укреплений полевого типа и построить ряд передовых редутов полудолговременного типа на участке по цепи гор Сяогушань и далее по радиусу вплоть до система Угловая – Высокая. Пространство между долговременными сооружениями прикрыть промежуточными батареями полевого и временного типа всего 24 батареи, стрелковыми позициями, заграждениями и сухопутными фугасами. С увжением Александр

Ответов - 54, стр: 1 2

Здравствуйте господа. Я несколько изменил текст см мои ответы по батареям. И вновь я жду вопросы и пожелания. С уважением Александр
Для Рыба: Горжа, капонир, потерна... А нельзя ли посмотреть П-Артурские форты или укрепления схематично - план, сечения и проч.?
Для Va: Добрый день. Вообще то можно, не все правда, но попробую набрать илюстративный материал. Правда это надолго. А вот обьяснеия чисто технических терминов Вы сами сможете найти в интеренте( см крепость Владивосток) С уважением Александр
Всем привет! Хочу выразить благодарность капитану второго ранга Рыба. Александр, браво! Мне самому например катастрофически времени не хватает, чтобы в такой степени обработать и сгруппировать по теме материал. Доклад очень интересный и востребованный. Так держать! Спасибо Вам большое. С уважением, Нико Лаич. P.S. Часто читаю Ваши сообщения, Александр. На общем фоне они выделяются своей конкретностью и обоснованностью.
Для Нико Лаич: Добрый день. Спасибо на добром слове. Времяни честно говоря у самого не то что не хватает просто в обрез. То что Вы видите перед собой часть от части... Торжественно обещаю :-)) вышвырнуть наконец полный обзор по всему региону. Просто свести Приморье и приамурье забайкалье, корею, маньчжурию со всеми их особенностями в единое целое. Ну и прибавить иллюстраций. С уважением Александр
Для Рыба: Спасибо, просто исходил из принципа - лучше раз увидеть
Va пишет: цитаталучше раз увидеть Так подойдет? Вообще, какие именно нужны укрепления?
Так вот ты какой, Северный олень. Абакус, спасибо.
Для Евгений: На здоровье. Вот как ето выглядело в натуре. Тот же форт. Каземат в горже:
Для Abacus: Чевой-то не открывается. Посмотрю утром -- может это временно.
Для Abacus: Спасибо. То что нужно. И план и фото.
Для Abacus: Николай добрый день. Спасибо и от меня. С Вашего позволения некоторые уточнеиня для читатаелей. Первая фотография приведена из Истории Русско-Японской войны. т. 4 СПб 1908 год. Источник второй не знаю, двухэтажная горжевая казарма( Николай не каземат, принципиально:-)). Кстати насколько я помню Вы говорили о том что первый источник у Вас в отсканированном виде, нет ли возможноси выложить его у Вас на сайте. Я постараюсь еще по П-А, а что ни то из иллюстраций добавить. С уважением Александр
Здравствуйте господа. Ситуация становится все интересней. Попытался я свести П-А Приамурский и приморский ВО в единое целое через Маньчжурию... И понял что это не так то просто. Ну первая кочка вглядит так, а собственно что на 1903 год представляла из себя крепость Владивосток... Нет написано в монографии много но вот вопрос какое вооружение крепости по нормальной табели и, что в реалиях там было??? Вторая кочечка разрослась до размера хорошего холмика. А какое количество войск на ТВД с учетом войск пограничной и охранной стражи( правда это следующий этап но они перекликаются. ) и где те самые войска расположены хотя бы уровень полка( у Николая на сайте есть карта Германского ГШ, но всегда надо проверять факты. Посидел я выходные и подумал, а чтой то я разогнался, уж писать так по всем возможным источникам. Словом набил основу, частично проверил в библиотеке .... С уважением Александр
Рыба пишет: цитатаИсточник второй не знаю Британский официал. 3-й том. Там еще много картинок. И в американских рапортах. Правда, там больше с-хемы. Рыба пишет: цитатанет ли возможноси выложить его у Вас на сайте Уж больно оно здоровое. Я сканил на 300 - получилось около 7Гб. Сейчас Алексей героически переводит текстовую часть в Ворд (заканчивает 2-й том)... Подумаю, что можно сделать...
Рыба пишет: цитата А какое количество войск на ТВД с учетом войск пограничной и охранной стражи Есть вот здесь, в таблицах: http://abakus.narod.ru//land/teatr/1.html
Добрый день господ. Георгий, я сегодня попытался вставиь изменнный вариант П-А, ничего не вышло, так что смторите почту, там пицеплен файл. С уважением Александр
РЫБА, почту получил. Такой файл по любому нельзя разместить ввиде поста на форуме (причин много, во-первых 18 страниц в любом форуме не разместить, во-вторых - таблицы, и т. д. и т. п. ) Размещу завтра вечером на ВМИ
Для Tsusima: Добрый день Георгий. ››Размещу завтра вечером на ВМИ › Спасибо. Валяй, только дай мне возможность править текст, не суть важна как(код доступа мне не треба), просто буду присылать по мере поступления, а уж вставляй сам, вот за это мне форум и нравится( надо поправил, не надо оставил). С уважением Александр
Для РЫБА: Про «крепость Порт - Артур - очень хорошо. В качестве маленького дополнения добавлю цитату из своей работы «Крейсер «Адмирал Корнилов. Речь идет об отчете гг. офицеров о состоянии судоремонтных мастерских Порт - Артура (1897). \\Сухой док оказался незначительным по размерам (127.3метров х 21.6м). Он исправен и используется. Судовые мастерские расположены по правую от него сторону и не вполне исправны по окончании войны. Мастерская была оборудована центральной машиной, с ременной передачей на рабочие станки. Лучшие станки были вывезены японскими оккупантами. Приводные валы (ременных передач) сняты, многое испорченно и некомплектно. Общее состояние характеризует количество рабочих в мастерских: оно сократилось до 263 человек, по сравнению с 600 перед началом военных действий. Но в меру возможностей сохранившейся технической базы – мастерские продолжали работу. \\ Заинтригован упоминанием о том, что 280- мм осадная арт. японцев - снята с позиции береговой обороны. Можно подробней?
Для rater: Добрый день. Спасибо за дополнение. По осадной аритиллерии. Сейчас пишу по памяти, но основным был источник Новейшие Сведенья по инистранным армиям. Японий, издание ГШ за 1903 год. Ситуация такая основным калибром осадного арт. являлась 120 мм мортира, 280 мм мортира была закуплена для комплектования батарей береговой обороны в Германии, на вскидку даже не помню поступили ли они в Японию к началу войны. Вообще если этот вопрос интересен могу дома уточнить, где, кто комплектовался и пр и пр. С уважением Александр
Для РЫБА: И, наконец, в некоторой перспективе прорыть дополнительный вход из гавани, Как понимаю речь шла о проекте выхода из западного бассейна (на запад или на юг? У Штера в Голубиную бухту, но вызывает большие сомнения исходя из рельефа местности, скорее в бухту Белого Волка?). А на какой стадии эта идея была? На уровне благих пожеланий, проработки, проекта, начала работ?
Для Va: Добрый день. По памяти дома уточню куда собирались прокладывать второй выход. ››А на какой стадии эта идея была? ›Уровень проработки проекта, уточнение сметной стоимости, характера грунта ну и пр. Что то по памяти году к 10 собирались что то конкретное предпринять. Подробности см. Военный Сборник за 1905 год. Впечатление, что идея оказалась гиблой, в последующем ни японцы ни китайци ее не осуществили. С уважением Александр
Для Va: Для РЫБА: Джейн за 1914г., Порт-Артур, Admiralty Chart No. 1236. Torpedo Boat Canal, показан идущим из южной части Западного Бассейна на Юго-Восток в б. Белый Волк. Так что, может и японцы прорыли.
Для NMD: Добрый день. ››Так что, может и японцы прорыли. › А вот это интересно, вообще П-А вроде существует вообще кто что знает о том что там сейчас есть. С уважением Александр
Для РЫБА: Звиняйте, я свою мысль не закончил, всмысле может и прорыли а может и нет, т.к Джейн (при всей их информированности), всё-таки далеко не последняя инстанция.
Для NMD: Добрый день. ››всмысле может и прорыли а может и нет ›Так и я про то же... С уважением Александр
Va РЫБА, здравствуйте. Насколько я уловил из отрывочных упоминаний в литературе о прорытии второго выхода из ПА речь шла о канале у самого основания Тигрового хвоста (не самого Тигрового п-ова). Этим каналом намеревались спрямить выход из Западного бассейна, точнее его участка, углубленного и приспособленного для стоянки новых больших броненосцев, на внешний рейд ПА, избежав тем самым долгое и опасное маневрирование в мелководном извилистом проходе вокруг Тигрового хвоста и одновременно ускорив выход тяжелых кораблей, а также освободиться от зависимости по срокам приливов-отливов. А старый проход оставался для обслуживания кораблей, выходящих из Восточного бассейна, и прочих малых судов, т.е. создавалась возможность параллельного выхода судов из обоих бассейнов. Вообще, если посмотреть карту и фотографии ПА, то на мой взгляд это место в основании Тигрового хвоста единственное пригодное для прорытия канала, здесь высота суши над уровнем моря и ширина полосы минимальная. Дальше идет такой скалистый массив по Тигровому п-ову, что при том развитии техники прокопать (прорубить) его вряд ли было возможно. С уважением, Алексей
Для Alexey: Алексей добрый день. Я на днях попробую более развернуто выдать этот момент. Приосто не хочу по памяти. С уважением Александр
Для РЫБА цитата› А вот это интересно, вообще П-А вроде существует вообще кто что знает о том что там сейчас есть. С уважением Александр ВМБ северного флота ВМС Китая Люйшунь. А поскольку ВМБ, то все очень закрыто, тем более, что возможно там базируется ПЛАРБ проекта 092 (Xia).
Для Abacus Для Va: Добрый день. Спасибо за информацию господа. ››ВМБ северного флота ВМС Китая Люйшунь. А поскольку ВМБ, то все очень закрыто, тем более, что возможно там базируется ПЛАРБ проекта 092 (Xia). ›О современном состояниии Люйшуня мне известно очнь мало, на сайте у Всеслава есть фотографии современного состояния укреплений, то что там база Кмтайского флота где то читал(может и в интернете), а вот о проекте ПЛ 092 даже не слышал :-))). Впрочем о современном состоянии флота(любого) я вообще знаю очень мало. Так что спасибо за уточнение. ››Для Николая. › Откуда дровишки... С уважением Александр
Для РЫБА: ›Откуда дровишки... Примечания к третьему тому отчетов американских наблюдателей.
Для РЫБА: Привет, Александр! А где, тот немеряный файл, который Георгий грозился разместить на ВМИ тёмным зимним вечером? Чего то я не найду... С уважением, Don
Для Don Kis: Добрый день. ››А где, тот немеряный файл, который Георгий грозился разместить на ВМИ тёмным зимним вечером? Чего то я не найду... ›А кто его знает... Для Va: Добрый день. Тимченко-Рубан Нечто о Порт-Артуре и вообще об организации крепостной обороны. Военный сборник 1905 год №5 ( Отточия пропуски авторского текста А.Р)...По проекту переустройства артурского порта предпологалось проведение целого ряда работ...г)по устройству второго входа (южного) путем прорытия Тигрового перешейка... Западный бассейн предпологалось соеденить с открытым морем вторым южным проходом, для чего подлежало прорыть низменный шириной от 75 до 100 сажененей Тигровый перешеек. Самому проходу планировали придать ширину 75 сажений и глубину в малую воду 30 футов... Затрудненеие к прорытию Тигрового перешейка, казалось бы не предпологалосьт.к. хотя скала и была обнаружена на глубине 10 футов от уровня малых вод, но весь канал мог быть сооружен в сухую, при пользовании относительно несложными приспособлениями для прегрождения доступа воды в выемку при проходе последний от середины перешейка к его берегам. С уважением Александр
Don Kis пишет: цитатаА где, тот немеряный файл, который Георгий грозился разместить на ВМИ тёмным зимним вечером? Чего то я не найду... А Георгий всех обломал и нечего не выложил . ... Завтра постараюсь ...
Don Kis пишет: цитатаА где, тот немеряный файл, который Георгий грозился разместить на ВМИ тёмным зимним вечером? Наконец-то файл выложен. Смотрите на ВМИ
[ВОССТАНОВЛЕНО Andrew1965 гардемаринъ Интернет: modem Pанг: 1 Отправлено: 02.06.2004 19:03 -------------------------------------------------- ------------------------------ 13 апреля 2004 г. был в Порт-Артуре. Отчет читайте здесь: http://pressa.irk.ru/editions.php?id=1&n=84&p=1998 Спасибо создателям и авторам сайта за помощь. Без вас мне бы пришлось туго. Господа, если будут замечания и комментарии к моей статье, пожалуйста, отправьте на e-mail andrew1965@mail.ru Спасибо! С уважением -- Андрей Давыдов, подполковник запаса, в настоящее время -- журналист иркутской областной газеты «СМ Номер один Ответить ¦ Цитата ¦ Правка Andrew1965 гардемаринъ Интернет: modem Pанг: 2 Отправлено: 02.06.2004 19:08 -------------------------------------------------- ------------------------------ Для Va: 13 апреля 2004 г. был в Порт-Артуре. Отчет читайте здесь: http://pressa.irk.ru/editions.php?id=1&n=84&p=1998 Ответить ¦ Цитата ¦ Правка Борис, Х-Мерлин писарь Интернет: lan Город: Николаев, Украина Pанг: 3960 Отправлено: 02.06.2004 21:14 -------------------------------------------------- ------------------------------ Andrew1965 пишет: цитата -------------------------------------------------- ------------------------------ если будут замечания и комментарии к моей статье -------------------------------------------------- ------------------------------ - «Представьте масштабы катастрофы! Толщина брони «Петропавловска в средней части корпуса составляла без малого 37 сантиметров. На орудийных башнях главного калибра — более 25 сантиметров. Какой силы должен быть взрыв, чтобы смять все это, словно пустую консервную банку! - врядли броня cмялась :( мина взорвалась ниже ватерлинии в месте где брони, скорее всего небыло или плиты хоть и сместились, но никак не «смляись как кб а так очень даже всё понравилось...
Для Борис, Х-Мерлин: Спасибо за ответ! Насчет взрыва согласен полностью. Давно мучает вопрос: что известно о «Петропавловске сейчас? на какой глубине он лежит? И лежит ли вообще, а то может быть китайцы уже давно его подняли и переплавили? Противоречивая информация о событиях 1913 г., когда, по некоторым источникам, «Петропавловск обследовали японские водолазы и подняли останки русских моряков. В Порт-Артуре памятника петропавловцам нет, я обшарил все русское кладбище. Есть сведения, что эти останки были вскоре перевезены в Питер и перезахоронены там. Так ли это? Буду очень признателен за помощь. Мой прадед воевал в Артуре на крейсере «Баян, так что восстановление этой части нашей общей истории имеет большое значение и для моей семьи. Еще раз спасибо за ответ! Кстати, мои фотографии из Порт-Артура в более-менее приличном качестве можно найти в этой перепечатке: http://bcclub.ru/content....eID=8&ID=27&history=42_43 Андрей Давыдов
Недавно листал свежий журнал... Кажется «Россия и АТР - научный журнал... Бросилась в глаза и запомнилась схема кормы Петропавловска с обозначениями кают, где нашли останки офицеров - членов штаба при Макарове - значит обследование все же было....... Литературу бы поднять по Петропавловску...
Скептик-2 пишет: цитатазначит обследование все же было Конечно, было. Об этом можно почитать здесь
Японская 280-мм гаубица Год создания : 1892 Калибр : 280-мм Длина ствола : 2.863 м (L10.2) Угол вертикальной наводки: -10 - +68 Угол горизонтальной наводки : 360 Вес снаряда : 217 кг* Начальная скорость : 142 - 314 м/сек Вес ствола: 10.758 т Вес всей установки: 24.300 т Дальность стрельбы : 7,800 м ** Выпущено : 220 *Бомба закаленного чугуна, содержала заряд 9,5 кг черного пороха. Широкорад и Дискант говорят о применении у Порт-Артура 320 кг стальных снарядах с 80 кг шимозы. Заряжание гаубицы картузное- всего было 7 типов зарядов. Полный весил первоначально 20,32 кг черного пороха, затем был заменен 7,78 кг бездымного пороха. ** На полном заряде и угле возвышения 45(при скорости 315 м/с) , при заряде №6 и угле 68 (начальная скорость-142 м/с) -дальность стрельбы 1,800 м Гаубицы создавались как орудия береговой обороны, производились самими японцами на арсенале в г. Осака. Ширкорад в своей книге «Падение Порт-Артура что гаубицы созданы в результате глубокой переработки проекта Круппа, т.к. в отличии от крупповских орудий имели поршневой затвор. Перевозились по ЖД в разобранном на три части виде. Гаубицы сводились в батареи по два орудия, и стреляли залпами. У Порт-Артура применялись гаубицы снятые с батарей Токийского залива. При перевозки под Порт-Артур 18 гаубиц было потеряно на пароходе «Хитачи-Мару. Следующая партия (6 орудий) прибыла к Порт-Артуру в сентябре, и 18 сентября начала обстрел. Затем прибыли еще 12, но до падения крепости успели развернуть только 6. Гаубицы использовались японцами до самого окончания Второй мировой войны.