"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

Война на суше г.Дальний до русско-японской войны
Мне подумалось, что некоторым участникам форума может быть интересно: 2 марта 2006 года в Русском географическом обществе (Санкт-Петербург, пер.Гривцова, 10) в 18:30 состоится лекция С.С.Левошко "Далянь: русские корни китайского города", где основное внимание будет уделено периоду строительства Дальнего в 1898-1904 гг. Вход свободный. Светлана Сергеевна - специалист в области русской архитектуры в Манчжурии. В качестве иллюстраций к лекции будут использоваться фотографии Н.М.Протопопова, о котором я когда-то спрашивал у участников этого форума.

Ответов - 19

Вот ведь Питер - все там у них, архивы, специалисты, лекции. А нам, московским?
Dmitry_N пишет: Вот ведь Питер - все там у них, архивы, специалисты, лекции. А нам, московским? А вам - чиновники, бабки и Церетели :-))) (СЗОТ)
А что говорить о минчанах?
А инет на что? Вообще, дальневосточникам и сибирякам повезло в этом смысле больше всех -- им ближе прочих добраться до Дальнего. И дешевле. А ежели летом, то можно совместить приятное с полезным: отдых в Даляне недорог, а посмотреть там русскому человеку есть что. И до Артура из Дальнего при желании съездить -- не проблема, обойдется это примерно в 50 баксов или 1.5 тыс. рублей.
Кстати, если кто надумает ехать, имейте в виду несколько вещей. 1. Порт-Артур (Люйшунь) по-прежнему закрыт для русских и особенно японских туристов. Поэтому проще прорваться именно частным порядком. 2. Желательно (я бы даже сказал, обязательно!) нанять русскоговорящего гида из числа китайцев. 3. Все русские названия уже более полувека как упразднены. Помните, что "Гора гребешок" - это Орлиное гнездо, а "Высота 403" - гора Высокая. Музей (крепость) доступна свободно, в т.ч и для русских туристов. 4. Для осмотра крепости выделяйте целый день. Приплатите гиду, чтобы был рядом, без китайца можно легко "попасть" в контакт с местной милицией, а это хуже, чем у нас. Примут за шпиона, и все пленки-флэшки будут изъяты. 5. Не поддавайтесь соблазну посетить Артур с официальной делегацией - ничего не покажут, в лучшем случае - советское кладбище. Приставят соглядатаев, ничего хорошего. 6. Не кладите цветы к обелискам крепости. После такого "варварства" экскурсия может закончиться. 7. Цветы на русском кладбище в Порт-Артуре можно купить на месте. Тамошние смотрители сквозь пальцы смотрят на нас, если рядом нет представителей властей (см. пункт об официальных делегациях). 8. Самый нормальный путь - оформить индивидуальный тур через турагентство, имеющее хорошие связи с Шэньяном (Мукденом) или Далянем. Эти рекомендации - из личного опыта поездки двухгодичной давности и опыта официального визита моих коллег осенью прошлого года. Что касается Дальнего (Даляня), то там все просто. Улица Русского колорита (бывш. Инженерный проспект) -- туристическая Мекка. Неплохо вооружиться старинными открытками, можно найти в и-нете. Не очень далеко от центра есть русское кладбище, там могила моряков с "Енисея". Но его нужно искать, не все аборигены знают о нем, даже таксисты. Опять-таки, нужен толковый китайский гид. У меня дома есть карта Даляня, могу отсканировать и выслать. Правда, толку мало, она на китайском языке... Кстати, хороший гид тоже есть, могу дать электронный адрес (вышлю на e-mail). Новый город Даляня с русской исторической точки зрения представляет небольшую ценность, там все абсолютно современное, это зона отдыха. Но любопытен центральный мемориал, построенный к 100-летию Даляня в 1999 году. Из него следует, что русских там вообще никогда не было...
суки косые забыли как русские сапоги мыть в желтом море! а по квантунскому полуострову можно свободно ездить?
Полностью подтверждаю слова мичмана andrew1965 Был в Порт-Артуре и Дальнем в мае 2005 г В Артур повезли "организованно", на микроавтобусе. Показали лишь гору Высокую, кладбище и провезли по новому городу. В большинстве мест - снимать запрещено. Железнодорожный вокзал, как кажется, собираются сносить. Японцы, и те там свободнее ходят, чем русские. В купленных книгах содержится масса антирусских пропагандистских выпадов, вроде того, что укрепления построены "насильно согнанными китайцами, причем - масса их погибли". А про то, сколько им платили и сколько их сюда сбежалось из остального Китая - ни слова. Ряд зданий - еще остались. Вообще-то бы желательно ввести такой же "дружественныый режим" пребывания китайцев у нас во Владивостоке и Хабаровске....

ZooP пишет: Правильно ли утверждение, что Дальний был продан Сахаровым японцам и пал без единого выстрела? Лучше бы Ваш текст размещать не в заголовке, а в теле поста. Дальний не был продан, но был сдан без единого выстрела, если не считать небольшого числа взрывов, которыми Зедгенидзе пытался уничтожить наиболее важные объекты. Получилось у него не ахти как. Но бардак с оставлением Дальнего - это отдельная песня.
А что представлял из себя "прекрасно оборудованный порт Дальний" к началу войны? Был ли там док и т.д?
Ещё раз обращаюсь к данному вопросу. Помогите найти информацию о портовых сооружениях Дальнего. В том числе о сухом доке. Заранее благодарю.
Под названием Дальний город основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлка Циннива на арендованной у Китая территории. Состоял из трёх частей — Административный городок, Европейский город, Китайский город. На строительство города Россия затратила 30 млн. золотых рублей (около 11,5 млрд. нынешних рублей). Строительство заняло около 7 лет. Своими архитектурно-планировочными достоинствами Дальний выделялся не только среди городов Китайско-Восточной железной дороги, но и, по мнениям российских специалистов того времени, среди новых городов России только он один был планирован и красиво, и интересно. По количеству населения быстро вышел в Маньчжурии на второе после Мукдена (Шэньяна) место. Хорошо по тому времени оборудованный и механизированный порт принимал океанские суда и в короткое время занял второе (после Шанхая) место по грузообороту на всем континентальном побережье от Охотского до Южно-Китайского моря. Вот и фото http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b2/Dalny_c1898_LOC.jpg А вот про проектирование города http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1187284&s= Есть еще описание у Норригаарда
Дальний Это Дальний в 1912г. Вряд ли японцы успели что-то серьезно построить.Обратите внимание на необычную для приморских городов радиально-лучевую планировку. Доки отмечены.А вы смотрели на системе описание Квантунской облати 1902г?И еще,посмотрите в инете материалы по КВЖД,есть несколько интересных сайтов.
Варнак пишет: Помогите найти информацию о портовых сооружениях Дальнего. В том числе о сухом доке В работе исторической комиссии МГШ по изучению РЯВ в т.1 приводится такое описание Дальнего составленное а основании показаний старшего инженера по постройке порта и г. Дальнего инженера путей сообщения Ю.Н. Зилова: "...При постройке этого коммерческого порта, выросшего на пустынных берегах залива за весьма короткий срок – 3 года, в основу его плана положена была твердая уверенность, что Дальний благодаря своему исключительному положению в центре оживленного Желтого моря и на конечном пункте Великой Сибирской железной дороги, имеет все данные к тому, чтобы в скором времени стать одним из самых оживленных пунктов во всемирной торговле. Поэтому при составлении проекта порта следует принять в соображение не только первоначальную провозоспособность Великой Сибирской железной дороги, но и рассчитывать на быстрый рост города порта в весьма недалеком будущем, по примеру Гонконга, Шанхая, Иокогамы, Сан-Франциско и других городов Северной Америки. К делу преступлено было именно с такой широтой взглядов: под город и принадлежавшую ему местность (градоначальство) было отчуждено 92 кв. версты земельной площади, для образования портовой территории у моря была отвоевана площадь около 365 000 кв. сажень, дноуглубительные работы произведены были на площади в 540 000 кв. сажень, для гавани устроены были 3 мола и волнолом; все три мола и набережные были облицованы бетоном, для производства которого был построен специальный завод. Сооружение порта еще не было вполне закончено к концу 1903 года. Не был закончен волнолом, не было закончено землечерпание; не была закончена засыпка портовой территории, не был закончен большой сухой док (430”х90”) и не было закончено оборудование порта. Но все это незначительные и несущественные (исключая волнолома) недоделки. Можно было уж пользоваться набережными Широкого и Рейдового мола: протяжение этих набережных для судов с осадкой 28”-430 погон. саж.; для судов с осадкой 18”-475 погон. саж.; для судов с осадкой 16”-60 погон. саж. И кроме того одна пристань на железных сваях (диам. 2,5”), залитых бетоном при глубине 18”. Малый сухой док закончен осенью 1902 г., длина его 380”, ширина 50”. При порте были мастерские, помещавшиеся в постоянных и временных зданиях, всего площадью около 900 кв. саж. Центральная электрическая станция была также закончена. Верстах в 3-х от города по ж.д. был построен чугунно-литейный завод. На другом же берегу были выстроены кирпичный и известковый заводы. На острове Южном Саншантао был построен карантин с 15 зданиями общей площадью в 440 кв. саж. На южной оконечности острова находился в постройке маяк 3-го разряда; все части фонаря были уже туда доставлены. В начале войны из плавучих средств в Дальнем находились: 1) принадлежащие постройке порта: 2 землечерпательницы, 1 плавучий кран с передвижной стрелой, подъемной силы в 60 тонн, 2 плавучих крана с постоянными стрелами, подъемной силы в 50 тонн; 4 железных землевозных баржи, подъемной силой 310 тонн, водяной бот на 200 тонн, 4 буксирных парохода в 150 сил, 4 паровых катера 60-70 сил; зафрахтованный у китайца Тай-хо буксирный пароход в 250 сил; 60 деревянных барж подъемной силой 30-50 тонн; 3 малых плавучих крана подъемной силы 3-5 тонн. 2) принадлежащие Морскому Пароходному Обществу КВЖД: пароходы «Амур, «Зея, «Бурея, «Нагадан; катер «Лифат (деревянный). На берегу кроме того, было около 250 тюков; 8 железных трюков для перевозки массивов подъемной силы 50 тонн и два катучих крана – один на 5 тонн, другой на 10 тонн. Что касается коммерческой деятельности Дальнего, то за 1903 г. в нем было около 800 коммерческих пароходов с грузооборотом в 18 000 000 пудов. Главным импортом был чай и уголь; к началу войны чаю было на складах на 5 000 000 рублей, а угля до 35 000 тонн. Являясь конечным пунктом Великого Сибирского пути, Дальний был прекрасно оборудован в железнодорожном отношении; одних подъездных путей было до 40 верст, к каждому причалу порта подходила ветка.
продолжение: Что касается самого города, то он разделялся на 3 участка: Административный, Европейский и Китайский. По свидетельству строителя порта инженера Зилова «к концу 1903 г. город был в следующем виде. Был совершенно закончен Административный городок: жилых помещений для служащих Общества КВЖД было построено 11 000 кв. сажен; улицы все зашоссированы и освещены электричеством; закончено было водоснабжение и канализация. В Европейском и Китайском городе была закончена планировка, проведены все улицы; 30 верст было зашоссировано; проданные и предназначенные к продаже участки были снабжены водой; некоторые улицы освещались электричеством. Загородных дорог было проведено около 20 верст, из которых половина зашоссирована. В долине реки Меланхе была устроена система кантонских колодцев и водокачка, которая давала более 100 000 ведер в сутки; вода гналась по трубам в резервуар (200 куб. саж.), расположенный над городом, а оттуда самотеком распространялась по сети; труб было уложено всего около 22 верст. В 1903 г. было продано в Европейской и Китайской части города 109 участков общей площадью в 3 200 кв. саж. Европейского населения в 1903 г. можно считать около 4 000 верст, без гарнизона; численностью же китайского населения в Градоначальстве (около 90 кв. верст) сильно колебалась в зависимости от наплыва рабочих, именно от 10 000 до 25-30 тысяч. По смете утвержденной в 1902 г., на Дальний ассигновано было около 26 679 000 рублей; на порт 13 660 000 р.; на город 8 713 000, на станцию Дальний и участок Дальний-Нангалин – 4 000 000 р. Из этих сумм к 1904 г. израсходовано было 25 722 000 руб., причем оставалось неиспользованных материалов и инвентаря на сумму более 2 000 000 рублей, так что на работы было истрачено менее 23 722 000 рублей..."
andreyfinn пишет: Малый сухой док закончен осенью 1902 г., длина его 380”, ширина 50”. Извините за дилетантский вопрос - размеры даны в футах?
Варнак пишет: размеры даны в футах? да
На этой ссылке даны последовательно карты Дайрена и Квантунской области за время Японского владычества. От 1905 по 1945 г. Дайрен
Варнак пишет: Ещё раз обращаюсь к данному вопросу. Помогите найти информацию о портовых сооружениях Дальнего. В том числе о сухом доке. Заранее благодарю. У А.Полутова во второй части статьи есть интересное фото - крейсер Акаси в сухом доке Дайрена. Начало 1905г.