"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...
Честные цены - Псковская область сопровождение грузов Великие Луки - ждем Вас.
Причины и предпосылки Корабельные расписания
Интересует вопрос по поводу боевых/походных расписаний броненосцев типа «Бородино, как впрочем и других боевых кораблей РЯВ, хотя бы для офицерского состава. Заранее спасибо.

Ответов - 68, стр: 1 2

Добрый вечер, господа! Опыт китайской войны, в частности Ялу: Некоторые мины после того, как они были выпущены, затонули, однако большое их количество осталось плавать на поверхности. Не исключено, что об одну из них ударился «Chih-Yuen. (Х. Вильсон «Броненосцы в бою) Почему бы японцам не повторить ранее случайно возникшую ситуацию? Вполне... С уважением, Don
Привет, Дон! Действительно логическая цепочка прослеживается. Получается и другое: так как при ночной атаке на Порт-Артур клапана потопления были заглушены не у всех самодвижущихся мин, то опытом японо-китайской войны воспользовались не все или действия минеров являлись частной инициативой. Хотя, с другой стороны, минеры могли в спешке забыть заглушить клапана и показали тем самым наличие у себя нервов или обычную неисполнительность. (Низкая результативность атаки говорит не в пользу профессионализма японских минеров.) Одним словом, вот сколько вопросов возникает... С уважением, Тим.
цитата29. Один сигнальщик должен быть специально отделен, чтобы высматривать, нет ли на плаву мин Уайтхеда, и докладывать об этом, чтобы не набежать на нее. пинкт из «ПРИКАЗ КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ ТИХОГО ОКЕАНА ВИЦЕ-АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА от 4-го марта 1904 г., № 21 http://www.angelfire.com/...anese/navy/tac/instr.html цитата34. Относительно управления огнем — руководствоваться инструкцией, приложенной к сему. а нет ли у кого0нибудь этой инструкции???
Привет, Андрей! Даю выписку из документа «Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия флота. Документы. Одел III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на джном морском театре войны. Выпуск 2-й. (Период командования флотом вице-адмирала Макарова.) Издание исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском Генеральном Штабе (СПБ: типография Морского Министерства. - 1911. - С. 214-216): Инструкция для управления огнем в бою, выработанная флаг. артом флота на Тихом океане, при содействии всех старших артиллерийских офицеров больших судов этого флота 55. Морской бой, надо думать, начнется стрельбою с дальних расстояний, характеризуемой большим или меньшим постоянством дистанций, затем перейдет на средние дистанции и затем в близкий артиллерийский бой, характерное отличие которого составляет быстрое изменение дистанций и направлений, в особенности во время прохождения контр галсами. 56. От результатов стрельбы первого периода боя с больших дистанций, будет зависеть весь дальнейший ход его. В этот период боя необходимо подготовить себе последующее сближение с неприятелем. Для получения наилучших результатов, во всех отношениях, как в смысле действительности огня, так равно и по отношению морального состояния личного состава, что в первые моменты боя, пока команда не освоилась с обстановкой боя, будет весьма важно, стрельба с больших расстояний должна быть в высшей степени выдержанной и методичной, а для этого необходимо, чтобы все управление артиллерийским огнем было бы сосредоточено в одних руках. 57. Наилучшая система стрельбы с больших дистанций, удовлетворяющая указанным выше условиям, - это стрельба с пристрелкой. 58. Пристрелку на дистанциях 30-40 каб. необходимо вести из 6-дюйм. пушек, как составляющих главное вооружение кораблей. Избран этот калибр ввиду следующих соображений: пристрелочные орудия должны быть необходимо тех же баллистических качеств как и орудия, составляющие главное вооружение корабля, чтобы все посторонние причины, действующие на больших расстояниях на отклонения снарядов, действовали бы в одинаковой степени как на снаряды пристрелочных орудий, так и на снаряды, по крайней мере, большинства орудий, входящих в вооружение корабля и могущих стрелять на большие дистанции. Только при таких условиях и возможна установка прицелов, основываясь на данных, получаемых пристрелкой. Кроме всего этого, всплески от падения 6-дюйм. снарядов очень хорошо видны до расстояний даже 40 каб. 59. Во второй период боя, при средних дистанциях 25-20 каб., огонь должен быть по возможности беглый, и тут уже места пристрелки не может быть, все расстояния должны давать дальномеры. В этот период боя надо рассчитывать и на тот случай, что средства сообщения артиллерии с главным командным пунктом будут нарушены, хотя может быть и временно. В этом случае отдельным частям артиллерии придется действовать уже самостоятельно. 60. В третий период боя, при стрельбе на малых дистанциях и, в частности, при расхождении на контр галсах, управлять всей артиллерией одному лицу уже совершенно не представляется возможным. В последнем случае с главного командного пункта может быть дано только то траверзное расстояние, в котором пройдут корабли, а затем уже все должно быть предоставлено командирам плутонгов. 61. При эскадренной стрельбе на большие расстояния представляется затруднительным отличить падения не только снаряда своего орудия, но даже и снарядов своего корабля от снарядов других кораблей. Для получения наилучших результатов стрельбы на большие расстояния следует принять такой ее способ ведения: на расстоянии около 40 каб., головной корабль пристреливается чугунными снарядами из 6-дюйм. орудий, определяет установку прицела, показывает сигналом расстояние (только цифра) и одновременно с этим делается залп всем бортом; остальные корабли, в зависимости от своего положения относительно головного, несколько исправляют прицел и также делают залп. При таких условиях, падение залпов каждого корабля видны отлично даже при сосредоточении огня всей эскадры по одной цели. Далее, - основываясь уже на падении своего залпа, каждый корабль корректирует свою стрельбу. 62. При стрельбе на средние дистанции и в особенности при самостоятельной стрельбе плутонгов, корректированию стрельбы может помочь наблюдение за падением снарядов, установленное секретным приказом № 5. 63. При контр галсовой стрельбе распределение огня такое: головной неприятельский корабль следует встречать огнем всех могущих действовать орудий. При дальнейшем сближении, носовые орудия провожают огнем головной корабль не далее половины своего обстрела от траверза на корму и средние - не далее своего траверза. По достижении этих прицелов, комендоры должны закидывать орудия вперед на следующий корабль и т. д. Концевой корабль провожать огнем на корму всеми орудиями, до их предельного угла. 64. Во всех частностях ведения стрельбы следует руководствоваться правилами, выработанными на эскадре за последний год. Подписал: капитан 2 ранга Мякишев. С уважением, Тим.
Привет, Тим! Прошу извинения - раньше с ответом не получилось. (Это я все о плавающих торпедах) Тим пишет: цитатаПолучается и другое: так как при ночной атаке на Порт-Артур клапана потопления были заглушены не у всех самодвижущихся мин, то опытом японо-китайской войны воспользовались не все или действия минеров являлись частной инициативой. В Цусиме воспользоваться таким опытом было бы для японцев крайне опасно. Их многочисленные отряды проходили те места, где могли бы плавать выпущенные ранее собственными кораблями торпеды. Так что, вряд ли «заглушенные клапаны могли стать тактическим приемом в столь сложном бою. Лаур честно пишет: «говорят...Сикисима выпустил 10 торпед. Из подводных ТА стрелять при 15-17 узлах довольно опасно, а надводных слишком мало для такого кол-ва. Но японские броненосцы действительно стреляли торпедами, они сами это подтверждают. При сведении данных по числу выпущенных торпед получается, что помимо чисто минных кораблей (миноносцев и истребителей) было выпущено еще около 10 торпед всего (со всех больших кораблей). Стреляли они в основном по «Суворову (с которым сближались несколько раз) и в момент максимального сближения колонн (на дистанцию около мили). Это не совсем безумная дистанция, хотя шансов попасть с нее очень мало, что японцы и доказали. Возвращаясь к теме корабельных расписаний: японским минным офицерам тоже захотелось отличиться в бою. И возможности у них были: им не приходилось заменять выбитых старших офицеров, как на русских кораблях. Кстати, как именно могли стрелять торпедами с больших кораблей? Предположим, данные для выстрела рассчитывал именно минный офицер. Но он при этом должен быть где-то около аппарата? Спрашивается, у какого именно. Так и бегали они по кораблю?
Привет, Vov! Японцы, стреляя минами 14 мая, не слишком рисковали, так как находились впереди русской эскадры, то есть в случае промаха корабли и суда 2-й эскадры проходили через опасное место. На таких курсовых углах 10 кабельтовых - это, так сказать «техническая дистанция стрельбы, когда мина может пройти заданное расстояние. Но определить точно курс и скорость цели трудно. Почему и число попаданий небольшое. Может быть, именно поэтому Лаур и пишет, что дистанции были сверхдальние? Выписка из статьи Э.В.Кубланова «История создания на заводе им. А. А. Кулакова и ЦКБ «ПОЛЮС систем управления торпедной, бомбовой, ракетной и тор @!#$ акетной стрельбой (Л.: ЦНИИ «Гранит, 1988. - С. 5): «Первые образцы корабельных торпед обладали малой скоростью хода - 5 уз и могли быть использованы только против кораблей противника, стоящих на якоре. Для их использования не требовалось каких-либо специальных прицельных устройств, их могли заменить обычные пеленгаторы магнитных компасов. В 1886 году скорость хода торпеды достигла значения 24,5 уз и стало возможным производить стрельбу по движущимся кораблям противника. Для решения задачи стрельбы по кораблям противника торпедами на надводных кораблях устанавливался прицел Азарова, воспроизводящий треугольник встречи торпеды с целью. С появлением на кораблях поворотных торпедных аппаратов прицел Азарова был заменен прицелом Нидермюллера. Этот прицел просуществовал до 1912 г.. Минных прицелов было, если не изменяет память, два - для правого и левого борта - и стояли они на специальных площадках. Типовые данные стрельбы минный офицер устанавливал заранее. Фамилия изобретателя была на самом деле Нидермиллер (2-й), который в 1887 году издал «Прицелы для стрельбы минами Уайтхеда (СПБ: типография морского Министерства). Вот некоторые функции минного офицера (С. 16, 18): «Ходовая линейка не имеет никакого стопорного винта, дабы оставлять за ней полную подвижность до момента выстрела, до коего постоянно могут быть сделаны изменения в ея направлении, в зависимости от впечатлений глаза и от курса неприятеля… Глаз наблюдателя одновременно следит за неприятелем и за диоптрами прицельной линейки и в момент прихода неприятеля на направление диоптров, производят выстрел…. Надводный минный аппарат заранее разворачивали на заданный угол, затем начиналось боевое маневрирование, по команде минного офицера производили выстрел, затем начиналась фаза послезалпового маневрирования. Отмечу особые профессиональные требования к минному офицеру: умение быстро на глаз определять курс (курсовой угол) и скорость цели, что в море не так просто. С уважением, Тим.
Здравствуйте, Тим! цитатаНа таких курсовых углах 10 кабельтовых - это, так сказать «техническая дистанция стрельбы, Похоже, что на любых курсовых углах. Даже на 1-2 каб ухитрялись не попадать - торпеды уходили с курса. Видимо, приборы Обри (там, где они имелись) не выполняли своии функции. Приличные гироскопы (и сервомоторы) стали делать разве что после 1 МВ. В РЯВ ни разу не попали с дистанции больше «очень малой - кабельтова 1-2-3. Трудно сказать, стреляли ли японцы на 10 каб или около того сознательно, или же чисто в запале. Спасибо за подробное описание технологии торпедной стрельбы. Нидермиллеровская линейка хорошо известна, но она действительно фиксируется в соответствии с углом установки ТА и прицеливание ведется именно кораблем. Как Вы полагаете, сохранился ли этот порядок до РЯВ? Мне казалось, что из поворотных надводных ТА могли стрелять при непосредственной наводке самого аппарата (под руководством минного офицера?). Если нет, то все понятно - и высокий статус минного офицера, осуществляющего боевое маневрирование в момент торпедной атаки, и полная невозможность попасть из ТА больших кораблей. Все это сильно напоминает атаку самолетов-горизонтальных бомбардировщиков, когда маневрами самолета на боевом курсе управляет бомбардир. Для броненосцев это выглядит очень малоперспективным. С уважением, vov
Всем Привет Кстати, есть мнение что и «Микаса и «Сикисима стреляли минами по «Уралу, а он был между боевыми линиями -- 10каб. вполне правдоподобно. Кстати об эффективности японских торпед. В «Суворов было выпущено ок 15 шт., 4-5 попаданий, и это при почти полном отсутствии противодействия. Однако, даже истребители испытывали трудности стреляя торпедами на волнении -- отсюда видно и тенденция к резкому увеличению водоизмещения ЭМов после РЯВ. С Уважением Евгений
Привет, Vov и Евгений! У меня появилась возможность лучше осветить «минный вопрос. Из теории торпедной стрельбы известно, что меткость стрельбы самодвижущимися минами не имеет большого влияния от курсового угла цели. Это оттого, что ошибки в определении курса цели максимальны тогда, когда минимальны ошибки в определении ее скорости (и наоборот). Но учитывая дальность стрельбы, зависящую от курсового угла цели, и сложность уклонения от атак, точка залпа на носовых курсовых углах цели выгоднее. Прицелы Азарова стояли на миноносцах и миноносках, где были неподвижные минные аппараты. Прицел А. Г. Нидермиллера мог быть применен для стрельбы и из двух аппаратов, расположенных на одном борту (в этом случае ошибками в разности отстояния прицела от аппарата пренебрегали). На больших кораблях удобнее всего было иметь два прицела - для левого и правого борта, потому что подготовка к бою включала в себя некоторые предварительные фиксации положения линейки, определяемые бортом стрельбы. А намерение стрелять другим бортом сопровождалось тем, что прицел надо было снимать, разворачивать и вновь устанавливать. Всегда подчеркиваю, что определение курса и скорости цели - занятие, требующее очень высокой подготовки. Даже на тренажерах очень легко ошибаются на 180 градусов, путая нос с кормой (а корабль-мишень находится в четырех-пяти метрах от глаза наблюдателя!). Поэтому минный офицер постоянно следит за объектом атаки и уточняет на прицеле его курс и скорость. (Между прочим, первые полуавтоматические тренажеры появились у нас в 1914 году. Их автором был капитан 2 ранга Л. Г. Гончаров.) Вот именно отчего - в сложности определения элементов движения - и кроется причина промахов японцев. К тому же, броненосец «Суворов, горящий и изуродованный снарядами, имел совершенно другой внешний вид чем тот, к которому все привыкли. По-моему, прибор Обри тут ни при чем. При заказе мин Уайтхеда в 1911 г. к заводу предъявлялись следующие требования. Боковые отклонения мин в одну сторону от цели не должны превышать: 1000 м - 6 м, 2000 м - 15 м, 3000 м - 25 м, 4000 м - 40 м, 5000 м - 50 м (журнал МТК по минному делу 17.08.1911 № 17). Получается, что для последней дистанции угол отклонения равен 1,2 градуса. Хотя почти сразу после русско-японской войны некоторые офицеры в тактических расчетах (без указания причин, толкнувших к такому допуску) принимали угол рассеивания 5 градусов. Можно назвать способ стрельбы минами во времена русско-японской войны как наводка кораблем: минный офицер «дожидался когда цель придет на нужное направление и давал соответствующую команду. «В 1910 - 1912 годах начала осуществляться большая строительная программа военного кораблестроения. На строящихся миноносцах типа «Новик и крейсерах, по предложению капитана 2 ранга Л. Г. Гончарова, начали устанавливать трехтрубные поворотные торпедные аппараты. Для обеспечения стрельбы торпедами из этих аппаратов фирма «Эриксон и К° (завод «Красная Заря) разработала и изготовила первую систему приборов управления торпедной стрельбой… В состав системы входил «торпедный прицел Михайлова. На торпедных аппаратах устанавливался «оптический прицел Герцика. То есть в это время прицельную стрельбу можно было вести с каждого аппарата. Минный офицер, помимо известных уже функций, определял последовательность выхода мин из труб (особенно при атаке соединением - а других тогда и не предусматривали). Русский флот стоял в минном деле на первом месте, успев еще до 1-й мировой войны отработать атаку одной цели соединением эскадренных миноносцев не только в теории, но и на практике. (Британцы приступили осваивать подобный «высший пилотаж только в ходе боевых действий.) Принципиальное устройство различных образцов мин Уайтхеда, как я говорил, не изменялись до 1-й мировой войны. Заводы занимались лишь увеличением скорости и дальности хода, выделкой отдельных деталей. Прибор потопления стоял на всех изделиях (за годы он изменился и перед первой мировой войной его не надо было глушить пробкой - он был механизирован). Приборы управления ходом и двигатель работали на сжатом воздухе, а подогревательный аппарат - на керосине (исключительно фирмы Нобиля). Положительная плавучесть была пять килограмм. Мины из палубных аппаратов (еще до русско-японской войны) выбрасывал или сжатый воздух (баллон был под трубой) или пороховой патрон (камора стояла над аппаратом). Подводные минные аппараты «работали только на сжатом воздухе. На «Петропавловске и др. броненосцах было специальный щит, который выдвигался из днища впереди среза аппарата и тем самым препятствовал потоку воды повредить или отклонить мину от направления стрельбы. Глубину хода мины устанавливали вручную - от 1,5 до 4,5 м. На вооружении русских кораблей находилась еще и метательная мина, применявшаяся с паровых минных катеров, миноносок. Вес заряда - 29 кг пороха, вес мины в сборе - 67 кг, дальность стрельбы - 46-60 м. Мина принадлежала к числу инертных, не имеющих собственного двигателя. После выстрела двигалась к цели сначала в воздухе, затем в воде, заглубляясь вначале на 2,4-4,5 м. Имея положительную плавучесть, всплывала и двигалась к цели. Такие мины применялись в период обороны Порт-Артура. Когда на нашем флоте окончательно сформировалась классическая культура торпедных атак (где-то 40-е годы), то вывод корабля в точку залпа лежал на старпоме (в известном рассказе В. Конецкого о медведе и сорванной торпедной стрельбе автор в этом вопросе неточен). В начале прошлого века боевым маневрированием занимался командир (и, конечно, штурман, который всегда был рядом). Думаю, именно поэтому резкое сближение «Ретвизана в бою 28 июля так «взволновало японцев: то что командир собирался таранить противника - это знали только он и ближайшие люди, а со стороны, для японцев, смотрелось, что броненосец прекрасно выходил в минную атаку левым бортом на головной корабль неприятельской линии из-за чего тот и поспешил отвернуть. (Кстати, капитан 1 ранга Э. Н. Щенснович - минер по образованию и - как видим - по образу действий. Зато капитан 1 ранга Н. А. Матусевич - артиллерист; вот что и повлияло на чисто артиллерийское «состязание в ночном бою миноносцев 26 февраля 1904 года). В отечественной специальной литературе говорится, что миноносцы 14 мая произвели несколько отрядных минных атак (но по сути дела это были атаки одиночных кораблей) на броненосец «Суворов. Попаданий имели далеко не все миноносцы, а некоторые из них даже не выпустили мины. Дистанция стрельбы колебалась от 400 до 800 метров. Если Лаур пишет, что и крупные корабли стреляли в бою, то расстояние было еще большим. Я думаю, японскими минерами руководило одно желание: хоть как-то поучаствовать в общем деле и максимально вредить 2-й эскадре (если даже не будет попаданий, то мины, после прохождения дистанции, всплывут и создадут определенную угрозу). Литература (включительно приведенные ранее): 1. О тактике миноносцев в дневном бою. - СПБ: типография Морского Министерства, 1912. (Издание Морского Генерального Штаба.) 2. Пшенецкий. Разборка, сборка, выверка, прокачка и приготовление к выстрелу мин Уайтхеда обр. 1908 г. марки R/47 и R/48 с подогревательным аппаратом Содо-Армстронга и прибора Обри. - СПБ: типография Морского Министерства, 1909. 3. Мина Уайтхеда обр. 1898 г. Воздухонагнетательный насос. Миновыбрасывающие аппараты. - СПБ: типография Морского Министерства, 1902. 4. Братцев В. Мины Уайтхеда. Аппараты и насосы. - СПБ: типография Морского Министерства, 1900. (Руководство для Минного офицерского класса.) 5. Самодвижущаяся мина. Данные относительно современных и новейших мин Уайтхеда. - СПБ (?): 1913. (Кажется, курс лекций для офицерского минного класса.) 6. Инструкция для обращения с минами Уайтхеда обр. 1910 г. - Пг.: типография Морского Министерства, 1917. (Документ утвержден адмиралом Н. О. Эссеном в 1913 г.) 7. Каталог отечественного и иностранного минного оружия, хранящегося в Центральном военно-морском ордена Красной звезды музее. - Л.: 1983. С уважением, Тим.
Здравствуйте, Тим Спасибо за информацию, особенно за источники. В связи с этим у меня вопрос: когда в русском флоте появились 457мм торпеды? МК утверждает что таковые были на «Ретвизане и «Варяге, во что мне верится с трудом. Всегда казалось, что «добровольцы были первыми кораблями с таким вооружением, хотя в последнее время была дискуссия о «Жемчуге, но это всё-равно осень 1904г. У Вас есть достоверная информация на эту тему? Заранее благодарен Евгений
Привет, Евгений! Русский флот прошел русско-японскую войну в основном с 15-дюймовой (381 мм) миной Уайтхеда обр. 1898 г. 450-мм мины появились лишь в 1904 году, которые в боевых действиях почти не использовалась. Так написано в брошюре Ю. Л. Коршунова и Г. В. Успенского «Торпеды российского флота (СПБ: издательство «Гангут, 1993). Б. Денисов в статье «Использование торпедного оружия в русско-японскую войну, опубликованной в «Морском сборнике № 11 за 1935 г. также указывает, что 45-см мины появились в 1904 г.: завод Уайтхеда изготовил их для Японии в количестве 163 шт. С уважением, Тим.
В справочнике «Российский флот (корабли русско-японской войны С. Сулиги крейсера «Жемчуг и «Изумруд имели 457-мм минные аппараты. Тим.
Тим, здравствуйте Спасибо. Значит здесь разногласий нет. С Уважением Евгений
Здравствуйте, Тим Спасибо за подробные сведения о русских торпедах и принципах торпедной стрельбы в давное времена. Насчет «Ретвизана Ваши соображения действительно обьясняют панику японцев (если эта паника действительно имела место). Два интересных момента: 1) цитатаПоложительная плавучесть была пять килограмм. К описанию какой конкретно торпеды это относится? 2) Как Вам представляется, прицеливались ли «кораблем и дестройеры и миноносцы с поворотными аппаратами? Похоже, что именно так. Для Евгения: все «настоящие торпедные корабли (эсминцы) - с 381-мм (или 380-мм, что глубоко одинаково) торпедами. «Жемчуг практически в любых относительно достоверных источниках имеет 457-мм (450-мм) аппараты, «Варяг - 381-мм. С уважением, Vov
Привет, Vov! 1. Пять килограмм положительной плавучести имела мина обр. 1908 г. 2. Наведение торпедного аппарата на цель осуществляется тремя способами: аппаратная наводка, кораблем и резервная (с вводом угла первого поворота или с вводом угла поворота на дистанции). В русско-японскую войну была только наводка кораблем, потому что, используя прицел А. Г. Нидермиллера, надо было дождаться прихода цели на рассчитанное направление. С уважением, Тим.
Вот еще для углубления данной темы выписки из книги Н. Г. Скрынского «Развитие торпед в русском флоте (сборник материалов 1874-1910 гг.) (Л.: военно-морская академия кораблестроения и вооружения имени А. Н. Крылова. - 1951. - С. 19, 47-49): 1. «С 1884 по 1891 год было изготовлено: на Обуховском заводе - 208 торпед, на заводе Лесснера - 176 торпед, в мастерских Кронштадта и Николаева - 58 торпед. С 1890 по 1893 год было изгтовлено: на Обуховском заводе - 200 торпед, на заводе Лесснера - 100 торпед. В 1910 году заводы Обуховский и Лесснера приняли заказ на 365 торпед. В 1911 году Обуховский завод сдал 124 торпеды. В 1912 году Обуховский завод принял на себя обязательство изготавливать \и сдавать ежегодно до 360 торпед. В 1913 году Обуховский завод принял заказ на изготовление 260 торпед и завод Лесснера на 482 торпеды. 2. «Скорость хода торпед определяется в конечном счете успехами, достигнутыми в разработке двигателей. В процессе совершенствования торпед двигателей известен значительный, переломный этап их развития - это период изобретения, разработки и введения подогревательного аппарата. С введением подогревательного аппарата связано такое резкое увеличение скорости и дальности хода торпед, что и в методах использования последовали также существенные изменения. До недавнего прошлого изобретение подогревательного аппарата приписывалось кому угодно, только не офицеру русского флота Назарову, материалы об изобретении которого удалось собрать с такой полнотой, что не остается никаких сомнений в его приоритете. Начиная с 1899 года, лейтенант Назаров вел разработку подогревательного аппарата и к 1902 году достиг больших успехов и в опытах, и в теории. В октябре 1899 года Назаров писал, что «…машины Уайтхеда поразительно не экономичны, в 1900 году: «…можно сделать искусственное нагревание воздуха на пути его из резервуаров в машину посредством сжигания спирта. В 1902 году изобретатель разработал конструкцию и провел опыты с подогревательным аппаратом. (Цена приборов подогревания 300-500 руб., автору была выплачена премия 1500 руб. «Увеличение же скорости и дальности мин очень громадно.) «К числу незаслуженно забытых, а еще ранее, при жизни авторов, несправедливо отвергнутых, принадлежат проекты двигателей Данильченко и Худзынского. Турбина лейтенанта Данильченко представляла собой пороховую газовую турбину. Автор настолько опередил свое время, что даже, получив формальное разрешение на выполнение проекта, не мог его реализовать за отсталостью техники. Спустя некоторое время попытки ввести турбину в торпеды, предложенную механиками Худзынским и Орловским, также натолкнулись на низкий уровень технологии и отсутствие должного к отечественным передовым разработкам отношения. (ЦГА ВМФ ф. 421, д. 28-1899 г., минная часть, л. 100). 3. «…Ответ Морского Технического Комитета на претензии Обри, посланный 23 ноября 1896 года, гласил: «Возвращая при этом описание и 4 листа чертежей приспособления для выпрямления горизонтальной траектории мины… представленных иностранцем Обри на предмет выдачи ему привилегии, Морской Технический Комитет уведомляет, что употребление гироскопа к инертным минам практиковалось… у нас… Морской Технический Комитет полагает, что на прибор Обри привилегия не должна быть выдаваема… …Еще в 1879 году в проекте торпеды полковника Шпаковского (А.И.Шпаковский - Тим) в законченной форме излагается идея применения гироскопического прибора для управления торпедой… (ЦГА ВМФ ф. 421, д. 5, 1896 г., минная часть, л. 42). Тим.
Вот еще новости из минного дела. «Специально для восьми подводных траверзных аппаратов «Петропавловска, «Полтавы, «Севастополя и «Трех Святителей у нас еще имеется 24 мины 18-дюймового образца 1892 года… Длина этих мин 16 ф. 5 1/2 д. несколько облегчает их длинное путешествие с верхней палубы в помещение подводных аппаратов… (Б. Братцев. Мины Уайтхеда, аппараты и насосы. - СПБ: типография Морского Министерства, 1900. - Вып. 1. - С. 3). В «Таблице некоторых данных для мины Уайтхеда образца 1898 года. Л. приведена отрицательная плавучесть с воздухом до 100 атм. равная 7-8 фунтам (Мина Уайтхеда образца 1898 г. Воздухонагнетательный насос и миновыбрасывающие аппараты. - СПБ: типография Морского Министерства, 1902. - Приложение). Суть в том, что «отработав дистанцию и израсходовав воздух, мина приобретала положительную плавучесть. Тим.
Здравствуйте, Тим! Хоть и с большим опозданием, но попытаюсь ответить. Тим пишет: цитатаПрактика войны показала, что миноносцы второй раз в минную атаку выходить не могли из-за «политико-морального состояния, то есть экипажи были настолько нравственно измотаны, что у них не хватало сил начать новое маневрирование. Вот что такое бой на 3-10 кабельтовых. Выше, если Вы помнеите, речь шла не о миноносцах, а, наоборот, о крупных бронированных кораблях. С миноносцем возражений нет, выход на пистолетную дистанцию, днем, против эскадры, под шквальным огнем на корабле водоизмещением в 300 тонн, на котором нет даже противоосколочных орудийных считов, это, действительно, мало не покажется, как для флотских пикировщиков через 40 лет после РЯВ. С другой стороны, под 100-200 мм броней казематов и башен даже на этой дистанции можно чувствовать себя более или менее комфортно. Не помню, чтобы говорилось что-то о моральной опустошенности экипажа «Ретвизана после атакив у Шантунга. Тим пишет: цитата Кто и как из артиллеристов стреляет в такой момент, - дело настолько индивидуальное, что статистики нет. Хотя отмечено, что японцы очень горячились. Угу. Что тогда сказать о русских, стрелявших в 2 раза чаще, а попадавших значительно реже? Тим пишет: цитата«Разгрузили или нет японцы минные аппараты - вопрос сложный. С одной стороны, вроде бы, промахнулись, но, с другой стороны, заставили русские крейсера отвлечься на плавающие мины, что вынудило их внезапно уклоняться, отвлекаться, сбивать прицелы. Только стреляли не по ним, а наткнуться на плавающие торпеды при маневрировании (см. схему боя) японцы могли и сами.
Привет, Сергей! На броненосце брони, конечно, больше и чувства у людей могут отличаться от переживаний на миноносце. Зато сложности в другом: кораблю, выстрелившему минами, требуется перезарядить аппарат. Времени на это надо, по оценкам того времени, четверть часа. За такой промежуток корабль теряет позицию стрельбы. Ну а поскольку положение кораблей изменяется (противник уклоняется от мин или сам попробует выйти в атаку), то повторить маневр случая может и не представиться. Кроме всего, большой корабль не настолько верток, чтобы быстро занимать новую позицию. Случай с «Ретвизаном только доказывает изложенное мной выше: броненосец сделал лишь одну попытку сблизиться с противником. Действительно, японцы, хотя и горячились и стреляли не так хорошо, как в привычный для себя условиях, но всегда находился один снаряд с их стороны, который решал дело. Артиллерийская подготовка была на уровне. Чего нельзя сказать о русском флоте. Это общепризнано. Почему после войны все правила стрельбы были кардинально пересмотрены и на стрельбу денег не жалели. Стреляя изделиями Уайтхеда в сторону русских кораблей, японцы логично считали, что шансов наткнуться на плавающие мины у 2-й эскадры больше. Ход боя подтверждает это. С уважением, Тим.
Vov! Подправлю сам себя: мина Уайтхеда обр. 1908 года имела положительную плавучесть ЧЕТЫРЕ килограмма (при давлении воздуха в резервуаре 100 атм. для стальных мин и 80 атм. для бронзовых; мины плавают в соленой воде с плотностью 1,028 при температуре +15 град. С). Сведения - из того же источника. С уважением, Тим.
Вернемся к началу нашей дисскуссии (юлаго там остались неррзобранные вопросы). Так каково было место минных офицеров? Читая воспоминая Витгейта младшего (младший минер Сисоя), я понял, что минеры на кораблях не только заведовали минами и минными аппаратами, но и управляли электроникой корабля (динами-машинами, прожекторами и т.д.) - штатное место по боевому расписанию. Но возникает вопрос: кто же тогда находился по боевой тревоге около минных аппаратов?
Привет, Андрей! Заведование минеров в то время было таким: мины и их вооружение, электричество и радиосвязь. Старший минер непосредственно занимался минами, а младший - динамо-машинами и пр., радиотелеграфом и пр., Старший минный офицер во время боевой тревоги находился на главном командном пункте. Говоря по-современному, на своем командном пункте. Младший, значит, на запасном командном пункте минной части, где-то внутри, будучи в готовности заменить своего начальника, но и обеспечивая боевые нужды корабля в электричестве и радиотелеграфе. Около минных аппаратов находилась прислуга: минеры, минные механики и т. д. С уважением, Тим.
Для Тим: Голубчик! Благодетель! Выручил-помог. Помоги и дальше - сошлись на источник, из которого приводил расписание броненосца «Орел. Суть вопроса: Некто категорически (и категорично) утверждает, что существовала во времена русско-японской кампании в императорском флоте эдакая должность - капитан. И утверждает, что капитан 1 ранга Руднев бал именно КАПИТАНОМ «Варяга, а вовсе не командиром. Кое-кто подтверждает это - говорит, что по неким источним Руднев проходит именно как «капитан. Приведеное на форуме расписание ьроненосца «Орел сему утверждению, к счастью, противоречит. Хотелось бы установить сей факт совершенно точно. Заранее благодарен.
Feliks Посмотрите ссылку http://www.tsusima.narod.ru/ Раздел Библиотека - РЯВ - Документы. Там лежит рапорт командира крейсера Варяг капитана 1 ранга В.Ф.Руднева Наместнику. Внизу расшифровка подписи. Может быть это поможет убедить Вашего оппонента. Алексей
Здравствуйте, господа! Для Feliks: http://www.variag2004.ru/...aded/2003052017253865.jpg http://www.variag2004.ru/...aded/2003052017150757.jpg Так подойдёт? Капитанами наших командиров иногда называют в переводах... С уважением, Don
Для Feliks: Don Kis пишет: цитатаКапитанами наших командиров иногда называют в переводах... Совершенно верно. Если по-аглицки, так Captain как раз и есть Капитан 1го Ранга. Между прочим, видел статейку в журнале ВМФ США за вроде тот же 1904г., так там должность Руднева Captain как и звание, а должность старпома Степанова -- Commander, что также соответствует его званию Капитан 2го Ранга. Вообще, тогда в англоязычной литературе много подобной путаницы, к ВМВ в Штатах перешли на более простую систему, и используют по сей день.
Привет всем! Если речь идет о точном наименовании должности «топ-меденжера на корабле, то источник может быть один - Свод законов Российской империи. Документ «Свод морских постановлений. Книга 10-я. Морской устав. Издание 1901 года. - СПБ: типография Морского Министерства): примечание ст. 11. «В настоящем уставе под словом корабль подразумевается всякое судно, носящее военный флаг. Данную выписку я привел, так как в составе флота могут быть суда, не носящее военный флаг, но тогда это не корабль и жизнь на нем правят по другим документам. Теперь о главном: третий раздел документа называется «О должностях чинов, служащих на корабле и начинается с главы 1-й «О командире корабля. Никаких «капитанов нет ни до, ни после. Ошибочное восприятие должности могло возникнуть и потому, что раньше в уставе 1720 года, его продолжении уставе 1797 года (изданном при Павле 1), командир «проходил как капитан. Это, так сказать, специфика парусной эпохи. С введением в действие в 1853 году устава парового флота (даже в проекте устава, который начали разрабатывать в 1851 г.) центральная фигура на корабле называется командиром. Но неточность, о которой Вы говорите, чисто «переводная и отмечена в предыдущих высказываниях. С уважением, Тим.
Для Тим: Уважаемый Тим!Я не очень большой знаток морской истории,но что касается фамилии Тырков,то могу абсолютно точно сказать,что это Тырков Николай Дмитриевич (3-й).Он командовал эсминцем «Бурный 3.04-29.07.1905.Вместе с ним воевал и его брат Тырков Владимир Дмитриевич (2-й).В «Морском словаре Доценко есть краткая биография Владимира Дмитриевича.Датой его смерти(?) или гибели(?) Доценко называет 1915 г. Дата смерти Николая Дмитревича Тыркова -1931 г.Доценко сообщает, что Владимир Дмитриевич Тырков был награжден золотоым оружием за то,что вывез знамена Порт-Артура.В.Д.Тырков командовал эсминцами «Разящий,«Бурный,«Скорый.Дослужился до контр-адмирала.В семье Владимира Алексеевича Тыркова (отца братьев Тырковых) было 6 сыновей.Все они стали морскими офицерами.Если Вы что-либо узнаете более подробно о судьбах братьев Тырковых прошу сообщить мне.Papeshin@plant.novgorod.net.