"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...
Техпаспорт лир 158в преобразователь угловых перемещений www.sensor.dp.ua.
История кораблестроения и вооружений Судьба "Новиков"
Удачные легкие крейсера - предшественники скаутов - и такая несчастливая судьба. Родоначальник серии блестяще сражается под ПА, прорывается вокруг Японии к Сахалину где М. Шульц топит его после боя с "Цусимой". "Боярин" воюет три дня и тонет брошенный В. Сарычевым. "Изумруд" прорывается при Цусиме избежав сдачи но гибнет на камнях не дойдя до Владивостока из-за ошибок Ферзена. И даже "Жемчуг" добирается до Манилы, но только затем , чтобы с Черкасским через 10 лет погибнуть под залпами "Эмдена" в Пенанге. - Сопоставимая серия четыре "Богатыря" - погиб только "Олег" в 1918. А "Коминтерн" (Пямять Меркурия) затопили аж в 1942 году. Почему "Новики" не получили развития?

Ответов - 39

развитие имели только не на нашем флоте, насчет неудачной судьбы, так это мистика. можно припомнить как орел не хотел попасть на дв, какие заморочки были с буксированием кинбурга на разделку. думаю у кораблей точно есть душа, по крайней мере если они долго проплавали или в них вложено очень много труда и ожиданий. кстати их судьба явно показывает что главное не инструмент а люди.
ИМХО техника в руках аборигенов - металобрухт. Вот почему.
Duron пишет: техника в руках аборигенов - металобрухт. Вот почему. Но ведь Эссен на Новике - хороший пример для подражания. И все-таки ориентировались немцы и англичание на новики?
GeorgG-L пишет: И все-таки ориентировались немцы и англичание на новики? Нет. Немцы о Новике презрительно отзывались как о "чехла для машин" и подобных шипов совершенно не строили. У них КРЛ "города" - развытие собств. универс. крейсера 2 класса. До ПМВ вооружали их 105 мм (а не 150 мм), что и им вышло на носу во время войны. Большинстве из них перевооружили в военном времени на 150 мм, но... поздно... У англов Форварды и в дальнейшем турб. Бодицеи - сов. самостоятельные проекты скаута-лидера эсминцев несвязанные даже т.ск. "идейно" с Новика (в т.ч. по требований к него и оттуда ТТЗ и ТТХ). В дальнейщем линейку не развивали (не понравились однако - сл. малоразмерные), а перешли к "городов" (тоже кстати как у немцев, т.к. крещали их имен городов) и "Аретюзы" с потомстве (все там C, D, E), которые вполне себе универс. КРЛ, а не тесноспециализ. скауты. Все они несли вполне или частично 6" орудий. Конечно с учете опыта и т.д., но не скауты, а универс. КРЛ при эскадры и не только.
GeorgG-L пишет: Почему "Новики" не получили развития? Слышком небольшие и тесноспециализированные, да и сл. "граничные" (на пределе возможности технологии) и соотв. - дорогие. Специализ. скаутов строили только англы (они вообще для кажд. задачки хоть експериментально, но пытались создать соотв. специализ. подкласса). Но и им столь тесная специализация не понравилась.
GeorgG-L пишет: и такая несчастливая судьба. Нормальная судьба для кораблей интенсивно эксплуатировавшихся. У чаще используемой единицы много выше шанс быстрее завершить карьеру. Сравните например с ЭМ, там то же сплошные несчастья выходят.
К сожалению, на могиле погибших моряков в Корсакове и в Южно-Сахалинске не сохранились памятники новиковцам. Храм-памятник в Южно-Сахалинске, около которого находилась труба “Новика” и другие реликвии, в 50-е годы разрушили, а трубу, какое-то время стоявшую в городском парке, позднее сдали в металлолом.
GeorgG-L пишет: Но ведь Эссен на Новике - хороший пример для подражания. И все-таки ориентировались немцы и англичание на новики? Как раз такой командир и нужен был "Новикам", но большинсво командиров к сожаленью увы, уж лучше бы лейтенанты командовали, одно точно не в гавани Порт-Артура сдохли бы.
Duron пишет: уж лучше бы лейтенанты командовали, Какие приказы им давали - так и выполняли... Чем вам командир Аскольда или Баяна не нравиться?
ser56 пишет: Какие приказы им давали - так и выполняли... Чем вам командир Аскольда или Баяна не нравиться? Может Вы и правы, хотя это ИМХО этим командирам нехватало немного наглости как у Эссена
Duron пишет: немного наглости как у Эссена В чём же проявилась наглость Эссена как командира "Новика"?
27 января полез сломя голову на всю эскадру, правда схлопотал 203 мм, но ипошки тоже испугались и все-таки перенесли огонь с наших ЭБР на Новик.
ser56 пишет: командир Аскольда или Баяна не нравиться какие именно? Ренценштейн или Грамматиков? Вирен - может и неплохой был как командир. Но адмирал из него получился так себе. Пересвет В чём же проявилась наглость Эссена Это не наглость - скорее инициативность.
а почему собственно не получили развития?ведь по сути Новики-прародители эсминцев в класиическом их понимании.или ошибаюсь?
Duron пишет: Как раз такой командир и нужен был "Новикам" а может как раз такой адмирал?
Pitbul пишет: а может как раз такой адмирал? и я про тоже...
Pitbul пишет: ведь по сути Новики-прародители эсминцев в класиическом их понимании.или ошибаюсь? После "Новика" подобное строили итальянцы -- "Капитани Романи"
NMD а «Модагоры не того же типа как и "Капитани Романи"?легче правда.
Pitbul пишет: а «Модагоры не того же типа как и "Капитани Романи"? Ага, "суперэсминцы".
NMD пишет: Ага, "суперэсминцы" я и говорю,дело "Новиков" живет
Duron пишет: 27 января полез сломя голову на всю эскадру, правда схлопотал 203 мм, но ипошки тоже испугались и все-таки перенесли огонь с наших ЭБР на Новик. Вирен тоже "полез сломя голову" 27 января. И "Баян" и "Аскольд" отвлекли на себя огонь японцев, а не только "Новик". По моему, "наглость" тут ни при чём. А если говорить о командирах "Новика", то чем был плох М. Ф. Шульц?
Пересвет пишет: А если говорить о командирах "Новика", то чем был плох М. Ф. Шульц? В общем - ничем. Но не столь экстраординарный...
Krom Kruah пишет: то чем был плох М. Ф. Шульц? Во Владивосток не прорвался...
GeorgG-L пишет: Во Владивосток не прорвался... Tак не повезло... Бывает.
Вины Шульца особой я не вижду. Цусима намного сильнее его была, и он был принуждён дать ей бой.... Сейчас легко судить. Один его поход вокруг чего стоит. А вот командира Изумруда я бы не стал хвалить..... Да, когда опасность существовала, он проявил личное мужество и воспользовавшись ТТХ корабля смог уйти... Но дальше? Как можно было пролететь Владик? настолько испугаться мифических японских крейсеров, якобы ждавших его у города? Вылететь на камни? Про Жемчуг вообще говорить не хочется...Полнейшая безалаберность...Ну как же, к командиру жена приехала.....
JohnGordon пишет: Вины Шульца особой я не вижду Часть вины на нём лежит. Он частично виноват, что не хватило угля до Владивостока. Хотя ошибки у всех бывают.
Пересвет пишет: Часть вины на нём лежит. Он частично виноват, что не хватило угля до Владивостока. Хотя ошибки у всех бывают. А в чем там вина Шульца? У него КМУ не выдержала уже в походе. Цитата из А.А.Аллилуев, "Крейсер "Новик", Гангут, выпуск 2, стр 18-19. С-Петербург. 1991. "Но для "Новика" война не закончилась! Приняв в бункера 250 т угля, крейсер после десятичасового пребывания в Циндао вышел в море (как и в Порт-Артуре, и здесь из-за спешки так и не приняв полный запас), "счастливо ускользнув от японских крейсеров, стороживших гавань в некотором отдалении",— сообщил корреспондент "Кельнишер Цайтунг". Маскируя свои намерения, "Новик" повернул сначала на юг (в этом направлении накануне прошли "Аскольд" - в Шанхай и "Диана" в Сайгон), а затем на юго-восток со скоростью 15 уз, взяв курс на пролив Ван-Димена. 31 июля "Новик" заметили с японского парохода, который он не преследовал, экономя уголь. Кратчайший путь из Циндао во Владивосток лежал через Корейский пролив (около 1140 миль), но не без основания опасаясь встречи с японскими крейсерами (кстати, о выходе владивостокского отряда крейсеров для встречи прорывающихся кораблей М. Ф. Шульц не знал), "Новик" намеревался выйти к восточным берегам Японии, где с самого начала войны не появлялось ни одного корабля неприятеля, и пройти к Владивостоку через один из проливов, соединяющих Тихий океан с Японским морем,— Сангарский (2270 миль) или Лаперуза (на 400 миль больше). Израсходовав на первые 700 миль больше 200 т угля и выйдя в Тихий океан южнее острова Танегасима, "Новик", имея на борту меньше 300 т угля, перешел на экономический десятиузловой ход, прижимаясь для сокращения пути, насколько возможно, к берегам Японии, так что ночью даже видели россыпи огней на берегу... Но внешне спокойная обстановка нарушалась тревожными докладами механиков -- лопались трубки в котлах, в машине обнаруживались стуки и "побеги" пара... Расход угля вместо расчетных 35 т в сутки составил в первые - 58, во вторые -54, в третьи - 50т... Наконец, с большими усилиями, чуть уменьшив скорость, сжигая мусор (шлак) и добавляя масло, удалось снизить расход угля до 36 т. Тут уместно вспомнить, что проектная дальность плавания крейсера десяти узловым ходом составляла 5000 миль при суточном расходе угля 24 т. Однако при переходе с Балтики на Дальний Восток в 1903 году выяснилось, что реальная дальность плавания корабля - не более 3500 миль при суточном расходе 35 т. Командовавший "Новиком" Н. О. Эссен установил, что наиболее экономичным режимом является работа всех трех машин (при вращении средней с небольшой подачей пара). Из-за сопротивления заторможенных винтов неработающих машин расход угля увеличивался на 20—30 %. Кстати, даже в процессе сдаточных испытаний в 1902 году флагманский инженер-механик отряда судов Балтийского моря Т. Ф. Загуляев продолжал настаивать на установке разобщительной муфты хотя бы для средней машины, видя в этом главный недостаток совершенных механизмов крейсера, и лично разработал конструкцию муфты. Но Морской технический комитет признал это излишним, а управляющий Морским министерством вице-адмирал П. П. Тыртов прислал нетерпеливую телеграмму: "Когда же этой сдаче будет конец?" (на сдаточных испытаниях "Новик" тринадцать раз выходил на мерную линию и семь раз становился в док). Не помогла и поддержка Т. Ф. Загуляева первым командиром "Новика" капитаном 2 ранга П. Ф. Гавриловым: "Установка муфты сторицей окупится предстоящим океанским переходом". И теперь, в условиях войны, отсутствие разобщительных муфт особенно сказывалось. Машинисты сбились с ног, исправляя различные поломки и не имея возможности отключить одну из машин без ущерба для экономичности хода, а износ механизмов и котлов, обрастание подводной части увеличили расход угля в 1,7 раза по сравнению с предполагавшимся. Выяснилось, что и при суточном расходе 36 т угля не хватает, и решили идти в Корсаковский пост на Сахалине вокруг острова Хоккайдо". Шульц, кстати, был единственным, кто до конца пытался выполнить приказ царя, идти во Владивосток.
По "Изумруду". Еще в ходе боя на «Изумруде треснула паровая магистраль вспомогательных механизмов в кормовой машине, а теперь при напря-женной работе всех механизмов она лоп-нула. Пришлось перейти на ручной штур-вал. Ход упал до 15 уз. В 18.00 легли на курс, ведущий в точку, равноудаленную от Владивостока и бух-ты Владимира, в 50 милях от побережья, и там уже собирались решить, куда напра-виться. К этому времени поврежденную трубу сняли и вместо нее поставили за-глушку. На рулевую машинку и вспомога-тельные механизмы кормовой машины стали работать котлы 6-го котельного от-деления. Ход снизили для экономии угля, кроме того, прекратили дутье, чтобы не было выбросов пламени из дымовых труб. Потекли холодильники, в котлах появи-лась соленость. На эскадре не было при-боров химического анализа воды и поэто-му воду приходилось пробовать на вкус через каждые 20 минут. Из-за появления соли в котельной воде она вскипала, в цилиндры машин попадал не пар, а смесь воды с паром, из-за чего приходилось сни-жать обороты. При чистке топок ход па-дал до 13 уз., машинная команда работа-ла из последних сил. На крейсере был занят весь личный состав, значительная часть матросов перегружала уголь из но-совой угольной ямы в кормовое котель-ное отделение. И все равно угля на пол-ный ход, необходимый для боя, не хвата-ло. В топки котлов отправили и все дере-во, кроме мачт и плавсредств. Командир, ожидая встретить японские крейсера у Владивостока, куда они, двигаясь напря-мую, могли прибыть раньше «Изумруда, решил идти в бухту Владимира. В том же направлении находилась бухта Ольги, где был телеграф, а возможно, и запасы угля, однако в силу своей стратегической важ-ности, она, по предположению старшего офицера, могла быть заминирована. Ферзен, не без колебаний, принял решение идти в бухту Владимира, занять выгодную позицию для обороны и вызвать помощь из Владивостока. 16 мая трижды астрономическим спосо-бом определили место крейсера. К бухте Владимира подошли в первом часу ночи, недостаток угля не позволял переждать тем-ное время суток в море. Предполагая и здесь наличие противника, командир дал команду приготовиться к бою. Благополуч-но миновав входные мысы Ватовского и Баглозена и бросая лоты с обоих бортов, на скорости 4 уз. «Изумруд двинулся в се-редину трехкабельтового прохода, ведуще-го в южную часть бухты. В темноте подо-шли слишком близко к мысу Орехова и на-скочили на отходящий от него риф. Посад-ка на мель произошла плавно. Сели в пол-ную воду, с началом отлива. На шлюпке за-везли за корму стоп-анкер. Дали самый полный ход всем машинам, помогая тягой за якорь. Вода убывала, остановили ма-шины, чтобы не тратить уголь. Произведен-ные обмеры показали, что судно сидит на очень отлогой отмели на 2/3 длины корпу-са. Угля, по докладу, оставалось всего 8 — 10 т. К следующей полной воде свезли на берег провизию, спустили все шлюпки и на них высадили часть команды, других мер к уменьшению осадки не предпринима-лось. Не был выгружен боезапас и не вы-пускалась вода из котлов. Не удалась и вторая попытка сняться с мели, корабль плотно сидел на рифе, к тому же прием-ные кингстоны циркуляционных помп хо-лодильников забило песком, да и уголь был на исходе. Левым бортом корабль вышел из воды почти на два фута. К этому моменту, осмотревшись вокруг, поняли почему судно посадили на мель. Правый, отвесно уходящий в воду берег, был к тому же покрыт светлой раститель-ностью и в темноте казался гораздо бли-же. Левый же, наоборот, был отлогим и переходил в возвышенность в отдалении от берега, да и растительность на нем была темного цвета, что и создавало ил-люзию его отдаленности. Отсюда и ошиб-ка в определении фарватера. Дальнейшее развитие ситуации с «Изумрудом заставляет вспомнить «дела давно минувших дней, когда царь-рефор-матор Петр I, показавший себя прекрасным психологом, ввел во флоте институт воен-ного совета, включив в него положение о том, что первым на совете получает слово для выступления младший по чину. Увы, командир «Изумруда этот пункт устава не выполнил — он опрашивал офицеров по отдельности, что, естественно, не могло за-менить полноценного военного совета. Именно таким образом был решен вопрос о взрыве крейсера. Опрошенные по одно-му офицеры, кроме мичмана Вирениуса и поручика Топчиева, не возражали против его предложения. Если бы Ферзен собрал военный совет, то первому пришлось бы высказаться прапорщику механической ча-сти Шандренко (который, по его воспоми-наниям, был против взрыва), затем высту-пили бы поручик Топчиев и мичман Вирениус, после чего большинство офицеров вряд ли поддержали бы идею уничтоже-ния корабля. Правда, это не мешало ко-мандиру принять собственное решение, идущее вразрез с мнением военного сове-та, однако в таком случае вся полнота от-ветственности ложилась бы на него. Ферзен же считал, что необходимость взорвать корабль обусловлена невоз-можностью сняться своими силами, тщетностью ожидания скорой помощи из Владивостока, трудностью отражения не-приятеля, поскольку в корму могли стре-лять лишь два орудия (ютовое и правое шканечное) и, в конечном счете, решени-ем не отдавать крейсер врагу. Команда выстроилась на берегу, с одной из сопок был подан сиг-нал, и во втором часу пополудни произо-шел первый взрыв. Однако видимых раз-рушений не произошло, лишь в носовой части возник пожар. Второй взрыв, про-гремевший несколько позже, полностью разрушил кормовую часть до самого ми-деля. Огонь в носу дошел до погребов с патронами, и они начали рваться, канона-да продолжалась около получаса. Из бух-ты Ольги по телеграфу во Владивосток послали сообщение о случившемся, и уже вышедший на помощь «Изумруду крейсер «Россия был возвращен обратно. Через шесть дней Ферзен осмотрел ос-тов крейсера, который в нижних отсеках еще тлел, и нашел, что машины, особенно бортовые, слишком хорошо сохранились и могут пригодиться японцам для восста-новления «Новика. В каждую из них было заложено по зарядному отделению мин Уайтхеда. В результате взрывов на кораб-ле не осталось ни одной целой части. По-ходным порядком команда проследовала до Владивостока, сопровождая... стадо крупного рогатого скота, собранного по пути следования по заданию владивосток-ского начальства. Встречали моряков с оркестром. Офицерам разрешили, по же-ланию, выехать в Россию, а нижние чины были оставлены во Владивостоке. Первыми официальными лицами, посе-тившими крейсер, вернее то, что от него осталось, стали японские офицеры. Адми-рал Ямада получил приказ с крейсерами «Ниссин и «Касуга в сопровождении пер-вого отряда истребителей обследовать «Изумруд. В 8.00 30 июня 1905 года не-приятельские крейсера заняли позицию в море, первый отряд отправили в бухту. По возвращении адмиралу доложили, что раз-битый русский крейсер сидит на камнях у мыса Орехова. Видимо, доклад команди-ра отряда истребителей не отличался убе-дительностью, поэтому адмирал послал для повторного осмотра старшего офице-ра крейсера «Ниссин капитана 2 ранга Хидесима. Удовлетворенный его докладом, Ямадо отбыл с отрядом к своим берегам. У русского начальства нашлось время заняться «Изумрудом только два с поло-виной месяца спустя. 15 сентября 1905 года миноносцы «Грозный и «Бравый вышли из Владивостока с задачей осмот-реть «Изумруд и снять с него все, что представится возможным. Миноносцы шли вдоль побережья, заходя во все бух-ты и опрашивая население об обстанов-ке и присутствии в этом районе японцев — ведь война еще не закончилась. Оказа-лось, жители окрестных деревень расхи-щали казенное имущество с «Изумруда, создавая для его вывоза целые обозы. Была даже попытка снять вспомогатель-ные паровые механизмы, но не нашлось лодки подходящей грузоподъемности. 18 сентября миноносцы вошли в бухту и стали на якорь возле крейсера. Акт осмотра комиссией с миноносца «Грозный гласил, что корпус крейсера до второй трубы сохранился, но сильно об-горел, далее — бесформенная масса же-леза, затопленная водой. Корпус имеет крен до 30° на правый борт, внутри все об-горело. Из пяти 120-мм орудий, обнару-женных на палубе, все не имеют замков (были выброшены в море перед взрывом), одно сильно завалено, два исправны, все станки годны по исправлению. Много со-хранившихся вспомогательных механиз-мов, брашпиль, цепи, пародинамо, кипя-тильники, коллекторы котлов, запасные котельные трубки, донки, части машин. В доступных осмотру угольных ямах до 35 т угля, который еще кое-где горит. Для сня-тия необходим транспорт с рабочей шлюп-кой, водолазами, инструментом, приспо-соблениями для подъема тяжелых узлов. Командами миноносцев было снято с крейсера: мина Уайтхеда без зарядного отделения, помпа Стона, донка Крафта, помпа Вортингтона, две тумбы 47-мм ору-дий, змеевик опреснителя, разные ключи, много медных и бронзовых деталей. За-одно было установлено, что с корабля многое расхищено. В окрестных деревнях местные жители переливают свинцовые детали с «Изумруда в различные изде-лия. На берегу, где были спрятаны 50 ящи-ков ружейных патронов, удалось найти только один. Перед уходом из бухты командир мино-носца «Грозный лейтенант Тигерстедт при-казал нанести на оба борта крейсера над-пись белой краской: «За ограбление остав-ленного судна закон строго наказывает, кроме того, дал приставу в бухте Ольга те-леграмму о запрете трогать что-либо на корабле, а взятое вернуть. Правда, многие местные жители были неграмотны, а уж ос-тальным надпись доставила немало весе-лых минут, и, надо думать, что к тому вре-мени жители успели утащить все, что мог-ло пригодиться в хозяйстве. Фамилия ко-мандира «Грозного выдает в нем законо-послушного иностранца, который так и не познал психологию российского мужика. Позже вопрос об утилизации крейсера поднимался неоднократно, но каждый раз заканчивался ничем. К лету 1907 года во Владивосток доставили два «изумрудовских 120-мм орудия, но они оказались годны только для сдачи в металлолом. По требованию из Петербурга остов «Изум-руда был даже выставлен на публичные торги, которые с треском провалились. Что неудивительно: назначенная ГУКиС первичная цена в 50 тыс. руб. была непо-мерно высока. В конце концов 18 декаб-ря 1908 года крейсер передали в частные руки «вольному механику Сташкевичу, который обязался поставить Владивосток-скому порту металла и снятого оборудо-вания на сумму в 10 тыс. руб. Впрочем, за два года неторопливых работ по раз-борке судна от Сташкевича было получе-но материалов лишь на 7971,4 руб., что послужило предметом судебного разбира-тельства. Окончательно крейсер разобра-ли уже в советское время.
пьер пишет: Шульц, кстати, был единственным, кто до конца пытался выполнить приказ царя, идти во Владивосток. Ну если брать во внимание рапорта, мемуары и т.п. то туда шли многие , только у всех оказались свои обстоятельства....Шанхай, Сайгон, Циндао. Печально, конечно, но по итогам войны получилось так, что на фоне интернированных кораблей, имевший все шансы также укрыться в нейтральной гавани "Новик" выполняя высочайшее повеление в итоге стал трофеем неприятеля. Вот еще один пародокс этой войны JohnGordon пишет: По "Изумруду". Вы лучше про 14 мая материалы по "камушкам" почитайте. Чем они во время боя занимались...
andreyfinn пишет: Вы лучше про 14 мая материалы по "камушкам" почитайте. Чем они во время боя занимались... С "Изумрудом" столкнулся "Урал" и погнул ему лопасти правого, кажется, винта.
пьер пишет: Расход угля вместо расчетных 35 т в сутки составил в первые - 58, во вторые -54, в третьи - 50т... А. А. Аллилуев явно использовал мемуарный источник - "На "Новике" лейтенанта Штера. Но Штер - не инженер-механик , и вообще, допускает в своих воспоминаниях ряд ошибок. Я в документах РГАВМФ поискал более подробную информацию. Расход угля я проверил по вахтенному журналу "Новика". Так вот, значительный расход угля был когда крейсер шёл от Циндао до южной оконечности Японии. Но скорость на этом переходе была 15узлов, то есть не экономичная. А когда "Новик" шёл экономичным ходом, то суточный расход угля составил, в среднем, 37тонн, что не намного больше обычного расхода. Если бы "Новик" от Циндао шёл экономичным ходом, то ему вполне хватило бы угля до Владивостока. М. Ф. Шульц допустил ошибку, идя от Циндао 15-узловым ходом, хотя его можно понять - хотелось поскорее пройти район, где встреча с японскими кораблями была наиболее вероятна.
JohnGordon пишет: Цусима намного сильнее его была А он намного быстроходнее...
После сдаточных испытаний . О состоянии КМУ смотрите выше.
Пересвет пишет: Так вот, значительный расход угля был когда крейсер шёл от Циндао до южной оконечности Японии. Но скорость на этом переходе была 15узлов, то есть не экономичная. Пересвет пишет: М. Ф. Шульц допустил ошибку, идя от Циндао 15-узловым ходом, хотя его можно понять - хотелось поскорее пройти район, где встреча с японскими кораблями была наиболее вероятна. Собственно и Аллилуев этого не отрицает. пьер пишет: "Маскируя свои намерения, "Новик" повернул сначала на юг (в этом направлении накануне прошли "Аскольд" - в Шанхай и "Диана" в Сайгон), а затем на юго-восток со скоростью 15 уз, взяв курс на пролив Ван-Димена. 31 июля "Новик" заметили с японского парохода, который он не преследовал, экономя уголь". И далее тот же Аллилуев. пьер пишет: "Израсходовав на первые 700 миль больше 200 т угля и выйдя в Тихий океан южнее острова Танегасима, "Новик", имея на борту меньше 300 т угля, перешел на экономический десятиузловой ход, прижимаясь для сокращения пути, насколько возможно, к берегам Японии, так что ночью даже видели россыпи огней на берегу..." Но ошибко это назвать будет уж как-то слишком. Действительно, вполне объяснимо стремление Шульца побыстрее покинуть район, где была высока вероятность встречи с японцами. Пересвет пишет: Я в документах РГАВМФ поискал более подробную информацию. Расход угля я проверил по вахтенному журналу "Новика". Пересвет пишет: А когда "Новик" шёл экономичным ходом, то суточный расход угля составил, в среднем, 37тонн, что не намного больше обычного расхода. Здесь интересен расход в первые три дня, когда начались проблеммы с машинами. У Аллилуева следующее: пьер пишет: "Расход угля вместо расчетных 35 т в сутки составил в первые - 58, во вторые -54, в третьи - 50т... " Если у Вас имеются данные, что здесь Аллилуев ошибается, то это было бы действительно интересно. А в последующие дни и Аллилуев не отрицает того, что расход угля удалось уменьшить. Аллилуев пишет: пьер пишет: "Наконец, с большими усилиями, чуть уменьшив скорость, сжигая мусор (шлак) и добавляя масло, удалось снизить расход угля до 36 т." Что даже немного меньше (практически столько же), чем и названные Вами 37 т.
пьер пишет: Но ошибко это назвать будет уж как-то слишком. Действительно, вполне объяснимо стремление Шульца побыстрее покинуть район, где была высока вероятность встречи с японцами. М. Ф. Шульцу надо было принять решение, выбирая из двух вариантов. Он выбрал неверное - с риском остаться без угля на пути во Владивосток. Это намного хуже, чем гипотетический риск встречи с японцем.пьер пишет: Здесь интересен расход в первые три дня, когда начались проблеммы с машинами. Проблемы были не с машинами, а с котлами. У меня сейчас нет под рукой материалов, дома надо посмотреть подробно, но уверяю вас, что при экономическом ходе, когда "Новик" шёл восточнее Японии, расход угля составлял от 34 до 40 тонн - в среднем 37тонн.пьер пишет: здесь Аллилуев ошибается Ошибается не Аллилуев, а Штер, данные которого он использовал без проверки. А мемуарный источник не мешает проверять, даже если он написан "по горячим следам".
Пересвет пишет: М. Ф. Шульцу надо было принять решение, выбирая из двух вариантов. Он выбрал неверное - с риском остаться без угля на пути во Владивосток. Это намного хуже, чем гипотетический риск встречи с японцем. Так это мы знаем, что он никого не встретил, потому и ошибка. А Шульц не знал, того, что он не встретит какую-нибудь собачку. А в этом случае пришлось бы уже не на 15 узлах бегать, а и побыстрее. Кроме того, его в проливах, когда он подошел к Корсакову, ждали. Из Корсакова он вышел на семи работающих котлах. Ну не встретил бы он японцев в Корсаковом, мог бы вполне и в проливах встретить. Исход был бы тот же. На семи исправных котлах из двенадцати, быстро не побегаешь. Так что ошибка очень понятна и объяснима, и вполне вероятно, что не столь существенна. Пересвет пишет: Проблемы были не с машинами, а с котлами. В машинах тоже были стуки и "побеги" пара, но главное, конечно, котлы.
пьер пишет: А в этом случае пришлось бы уже не на 15 узлах бегать, а и побыстрее Даже ход в 15 узлов не исключал встречу с "собачкой", а вот достижение Владивостока без пополнения запасов угля исключалось. Можно было идти на 10 узлах, поддерживая малые пары во всех котлах (для быстрого развития максимального хода в случае опасности), хотя это тоже ведёт к увеличению расхода угля, но, наверное, меньше, чем на 15 узлах.пьер пишет: его в проливах, когда он подошел к Корсакову, ждали. Подойдя к Корсакову, "Новик" никого не встретил. "Цусима" подошёл позже. Если бы "Новик" ббез остановки проследовал в пролив Лаперуза, то мог и вообще не встретить японца. А если бы и встретил, то в открытом море, где можно было оторваться от погони, так как скорость у "Новика" всё равно была больше, чем у "Цусимы" (посмотрите, сколько в ходе боя прошёл "Новик" и сколько "Цусима"). Встреча с противником была бы не в глубине залива, где русский крейсер был как в ловушке, из которой можно было вырваться только в ходе боя (но решительный бой был невыгоден "Новику", так как он был слабее "Цусимы").
Пересвет пишет: решительный бой был невыгоден "Новику", так как он был слабее "Цусимы"). И я о том же...
Пересвет пишет: Даже ход в 15 узлов не исключал встречу с "собачкой", а вот достижение Владивостока без пополнения запасов угля исключалось. Не исключал, но позволял быстрее покинуть район, где такая встреча могла быть вероятной. Пересвет пишет: Подойдя к Корсакову, "Новик" никого не встретил. "Цусима" подошёл позже. Если бы "Новик" ббез остановки проследовал в пролив Лаперуза, то мог и вообще не встретить японца. Здесь вообще трудно что-либо говорить определенно, хотя бы потому, что "Новик" появился в проливах в другое время. Но если бы его засекли, как и в реале с Кунашира, тогда, как его японцы ждали возле о.Осима, то может он и проскочил бы. Вот только, что бы там японцы делали трудно сказать. Пересвет пишет: А если бы и встретил, то в открытом море, где можно было оторваться от погони, так как скорость у "Новика" всё равно была больше, чем у "Цусимы" (посмотрите, сколько в ходе боя прошёл "Новик" и сколько "Цусима"). Встреча с противником была бы не в глубине залива, где русский крейсер был как в ловушке, из которой можно было вырваться только в ходе боя (но решительный бой был невыгоден "Новику", так как он был слабее "Цусимы"). Во-первых "Цусима" был в паре с "Читосе", который был более быстроходным. От него уйти было бы сложнее, чем от "Цусимы". Во-вторых не очень верится в то, что "Новик" при своих стуках в машинах и проблемах с котлами смог бы долго поддерживать высокие обороты. Очень вероятно, что если бы его нашли, то и догнали бы. Единственный его шанс - это проскочить через пролив Лаперуза раньше японцев. Шанс, при наличии угля, был. Но для этого надо было, чтобы Шульц все сделал правильно, а японцы промедлили бы с движением в пролив Лаперуза, т.е. совершили ошибку.