"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

История кораблестроения и вооружений Речные мониторы Дуная
Ув. GeorgG-L напомнил о русских трофеях: Мониторы (канонерские лодки): "Никополь" и "Систово". Бывшие турецкие речные канонерские лодки «Podgoritca и «Skodra построенные в 1868 г. в Марселе (Франция). Водоизмещение 330-384 тонны размеры 32,0х9,68х1,83 машины 2х409 л. с. Скорость 9,5 узл Экипаж 65 чел Бронирование: борт 75-102 мм палуба 10 мм Вооружение: 2 152 мм обр. 1867 г, 4 4-фунтовых Есть ли подробности и изображения? История службы? Можно и о других кораблях на Дунае...

Ответов - 31

von Echenbach пишет: Вооружение: 2 152 мм обр. 1867 г, 4 4-фунтовых Это русские первооружили. У турок были наверняка английские дульнозарядные...
Монитор “ЛЮФТИ ДЖЕЛИЛЬ”, Турция, 1866 г. Строился в Англии по заказу турецкого правительства. Водоизмещение: 2500 т, мощность паровой машины примерно 1500 п. с., скорость хода 12 узлов. Длина между перпендикулярами 69 м, ширина 9,8, среднее углубление 5,35 м. Бронирование: бортовой пояс 88, башня 127 мм. Вооружение: 2 150-фунтовых орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 32-фунтовая пушка. По заказу Турции построено два однотипных монитора: “Люфти Джелиль” и “Хивзи Рахман”. Оба они участвовали в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, “Люфти Джелиль” затонул 29 апреля 1877 года на Дунае. В перестрелке с русскими береговыми батареями в него попали два снаряда, которые, пробив небронированную палубу, проникли внутрь монитора и вызвали сильнейший взрыв. “Хивзи Рахман” был сильно поврежден снарядом русской шхуны “Ворон” 28 сентября 1877 года.
Речные мониторы типа “Фетхюль-Ислам” – 5 единиц “Feth-ül Islam” 1864-1865-1865-исключен в 1908 “Iskodra” 1864-1865-1865-захвачен 16.7.1877 “Bögürtlen" 1864-1865-1865-исключен в 1880 “Semendire” 1864-1865-1865-исключен в 1902 “Podgornitce” 1864-1865-1865-захвачен 16.7.1877 Водоизмещение: 335 т Размерения: 30,5/31,5х9,8х1,7 м Корпус железный Силовая установка: 1 одноцилиндровая ПМ, 2 ПК, 290 и.л.с. Скорость: 8 уз. Уголь: 20 т Бронирование: борт 76 мм, каземат 76 мм Вооружение: 2 – 150-мм ДЗ (Армстронга), 6 – 76-мм ДЗ (А) Экипаж: 50 чел. Речные мелкосидящие броненосные канонерские лодки. Построены на верфи “F. & Ch. de la Mediterranée”, La Seyne. Официально классифицировались как мониторы (Zirhli duba). Заказаны в 1863 г. Стоимость постройки составила от 550 до 450 тыс. франков за корабль. Низкобортные – общая высота корпуса составляла около 3,25 м. Орудия размещались в закрытой бронированной надстройке. Оснащались одноцилиндровыми паровыми машинами высокого давления и имели по 2 гребных винта на валу. На испытаниях показывали до 9,5 уз. Высота пояса составляла 2,7 м в средней части и 1,4 м – в оконечностях, под воду он заглублялся на 0,9 м. При этом доля броневой защиты у этих мониторов оказалась наивысшей среди всех турецких броненосных кораблей – 36,2 %. “Ишкодра” и “Подгорнице” в 1865-1871 гг. базировались на оз. Ишкодра, но к началу время русско-турецкой войны все корабли находились на Дунае. 3.5.1877 “Семендире” и “Фетхюль-Ислам” участвовали в перестрелке с русскими батареями у Измаила, получив легкие повреждения, а 8.6.1877 – в прорыве из Мачина в Хирсов. “Подгорнице” дважды (20.6.1877 и 23.6.1877) был безуспешно атакован русскими минными катерами “Шутка” и “Мина”. “Ишкодра” и “Подгорице” 16.7.1877 захвачены русскими войсками при штурме Никополя (Нигболу); 6.10.1877 включены в состав Российского Императорского флота под названиями “Систово” и “Никополь”; 20.12.1879 разоружены и сданы Николаевскому порту на хранение; 23.11.1889 исключены из состава флота, после чего “Никополь” сдан на слом, а “Систово” эксплуатировался в качестве несамоходной баржи (сначала №6, затем №66) до середины 1910-х гг. “Фетхюль-Ислам” 11.5.1877 участвовал в спасении уцелевших членов экипажа броненосца “Люфтю-Джелиль”, потопленного русской артиллерией. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1884 г. прошел капитальный ремонт с перевооружением и служил в качестве сторожевого корабля в Стамбуле, а с 1901 г. – в Истиние; в 1908 г. исключен из состава флота; в 1909 г. сдан на слом. “Бёгюртлен” в 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1880 г. исключен из состава флота; в 1886 г. сдан на слом. “Семендире” 28.6.1877 поврежден русской артиллерией во время обстрела Рущука. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1879 г. переименован в “Мемдухие”; с 1880 г. служил в качестве сторожевого корабля в Тарабия; в 1902 г. исключен из состава флота; в 1909 г. сдан на слом. "Фетхюль-Ислам" - турецкая гравюра, 1875 г. "Фетхюль-Ислам" в качестве брандвахтенного судна на Босфоре, 1902 г.
Речные мониторы типа “Хизбер” – 2 единицы “Hizber” 1872-9.1873-1876-исключен в 1909 “Seyfi” 1872-9.1873-1876-погиб 26.5.1877 Водоизмещение: 404 т (bom – 513 т) Размерения: 43,9(пп)х9,4х1,6 м Корпус железный Силовая установка: 1 двухцилиндровая ПМ, 1 ПК, 400 и.л.с. Скорость: 8 уз. Уголь: 18 т Бронирование: борт 76 мм, вертикальная броня башни 76 мм, палуба 32 мм Вооружение: 2 – 120-мм ДЗ (К), 2 легких пушки Экипаж: 51 чел. Речные башенные мониторы. Построены на казенной верфи (“Tersane-i Amire”) в Стамбуле. Заказаны в 1870 г. По некоторым сведениям, “Хизбер” первоначально назывался “Нушретие”. Борта и башня защищались 76-мм броней на 100-мм деревянной подкладке. Башня – системы Эриксена. К началу время русско-турецкой войны оба корабля находились на Дунае. “Сейфи” в ночь на 26.5.1877 потоплен на Дунае у Браила русскими минными катерами “Царевич”, “Ксения”, “Джигит”, “Царевна”; затонул в течение 15 минут (потери оценивались как небольшие). “Хизбер” 28.6.1877 поврежден русской артиллерией во время обстрела Рущука. В 1879 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1886 г. прошел ремонт и перевооружение на казенной верфи в Стамбуле; в 1909 г. исключен из состава флота; сдан на слом только в 1991 г. (!) "Хизбер" - турецкая гравюра 1875 г.
и вот такая интереснейшая картинка из одной румынской книжки. Авторы утверждают, что это "Сейфи", но по-моему, это явно канонерка типа "Фетхюль-Ислам"
Броненосные корветы типа “Люфтю-Джелиль” – 2 единицы “Lüft-ü Celil” 1868-1869-3.1870-погиб 10.5.1877 “Hifz-ür Rahman” 1868-1869-3.1870-исключен в 1909 Водоизмещение: 2540 т (bom – 1741 т) Размерения: 62,1/64,4х13,6х4,4 м Корпус железный Силовая установка: 1 гориз. ПМ “компаунд”, 2 локомотивных ПК, 2000 и.л.с. Скорость: 12 уз. Уголь: 300 т Бронирование: пояс 140 мм, оконечности 117 мм, верхний пояс 76 мм, башни 127 мм Вооружение: 2 – 229-мм НДЗ (А), 2 – 178-мм НДЗ (А), 1 – 120-мм КЗ (К) Экипаж: 12 офицеров, 110 матросов Башенные броненосцы береговой обороны, иногда классифицируются как мониторы. Заказаны в 1867 г. хедивом Египта, но 29.8.1868 переданы османскому правительству. Построены на верфи “Ch. & A. de la Gironde”, Bordeaux, но в литературе в качестве места постройки в основном ошибочно указывается Англия. “Люфтю-Джелиль” и “Хифзюр-Рахман” имели низкобортные корпуса с таранным форштевнем, развитым полубаком и полуютом, несли облегченную парусную оснастку барков на трех мачтах, причем фок- и грот-мачты были треногими. Силовая установка изготавливалась фирмой-строителем и состояла из двухцилиндровой горизонтальной паровой машины системы “компаунд” и двух огнетрубных локомотивных котлов. На испытаниях корабли показали скорость 12 уз., но к началу русско-турецкой войны развивали не более 10 уз. Неважной оказалась и управляемость – диаметр циркуляции составлял не менее 7 длин корпуса. Первоначально корабли вооружались двумя 229-мм 12,5-тонными и двумя 178-мм 6,5-тонными орудиями Армстронга в башнях. В 1875 г. дополнительно установлено 120-мм казнозарядное орудие Круппа. Оно располагалось под полубаком и вело огонь в узком секторе по носу. Башни системы Кольза имели только ручной привод – для поворота требовалось усилие 24 человек башенной прислуги. Характерной особенностью башен являлись разные размеры: носовая, в которой размещались более тяжелые орудия, была крупнее кормовой (хотя внешне это практически не заметно). Фальшборты напротив башен во время боя опускались. Пояс высотой 5 футов (1,525 м) прикрывал весь борт по ватерлинии. В центральной части его толщина составляла 140 мм (на 250-мм подкладке), к оконечностям уменьшалась до 117 мм. Выше его борт между башнями прикрывал 76-мм верхний пояс. Башни имели 127-мм бронирование. По некоторым данным, имелась 32-мм бронепалуба. К началу русско-турецкой войны оба корабля находились на Дунае. “Люфтю-Джелиль” 10.5.1877 потоплен русской полевой артиллерией (по другим данным, затонул в результате внутреннего взрыва) на Дунае у Браилы. Погибло более 160 чел. “Хифзюр-Рахман” 9.10.1877 поврежден в бою с русской шхуной “Ворон”. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле. В 1891-1894 гг. прошел ремонт на казенной верфи в Стамбуле с частичной заменой артиллерии, после чего до 1909 г. официально оставался в строю. 31.7.1909 назначен к списанию на слом, 11.11.1909 продан на разборку. "Люфтю-Джелиль" - гравюра 1870 г. "Хифзюр-Рахман", украшенный по случаю праздника Рамадан, нач. XX в.
Ув.Pathfinder пишет: Водоизмещение: 335 т Размерения: 30,5/31,5х9,8х1,7 м Корпус железный Силовая установка: 1 одноцилиндровая ПМ, 2 ПК, 290 и.л.с. Скорость: 8 уз. Уголь: 20 т Бронирование: борт 76 мм, каземат 76 мм Вооружение: 2 – 150-мм ДЗ (Армстронга), 6 – 76-мм ДЗ (А) Экипаж: 50 чел. [pre2]У меня данные немного отличаются Водоизмещение полное-330т Длина -30.5м Ширина -7.8м Осадка 2м. Мощность машин 290л.с. Скорость хода 8узлов Вооружение две 229мм и две 178м пушки Бпронирование 50-76мм борт и 76мм каземат Экипаж 100чел.[/pre2] Построены в 1864г. Не переворужались(!?) Дано по "Малые войны первой половины ХХ века. АСТ.М.2003 с.536 PS. Где то на "русско-турецкой война" я выкладывал сканы приложений. Но изображений именно этих кораблей там нет.
А вот по Хизберу данные совпадают полностью. Приложения,из которых взяты эти данные,составлял ув. В.Гончаров.
gtomorfolog пишет: Вооружение две 229мм и две 178м пушки Вы представляете, что такое впихнуть четыре громадины по 12 тонн на 300-тонный кораблик?
Pathfinder пишет: Вы представляете, что такое впихнуть четыре громадины по 12 тонн на 300-тонный кораблик? Не представляю. Но я не считаю себя специалистом по кораблям - просто прочитал Ваш пост,а под рукой книга,на которую я дал подробную ссылку(именно поэтому,что у самого зачесался затылок). Так что спорьте с ув. госп. Гончаровым. Если не верите моим словам,могу отсканировать страницу. С уважением,Козачук В.А.
Кстати, а почему русским не досталась вся Дунайская флотилия турок? Гирла не смогли заминировать? Или турки прорвались?
Заминировали, но не все. Например, канонерка "Сюнне" погибла на русской мине на входе в Сулинское гирло 9 октября 1877 г., после чего шедший за ней монитор "Хизбер" повернул обратно. Это у Вильсона есть. По поводу прорывов. У Лангесипена/Гюлерыза упоминается прорыв из Мачина в Хирсов 8 июня 1877 г. Однако, что это за пункты - для меня загадка.
Pathfinder пишет: из Мачина в Хирсов Хирсов - это Гирсово? Если так, то прорывались выше по Дунаю, а не к морю. У Дуная три рукова - Килийский, Сулинский, Георгиевский - каким турки провели корабли в ЧМ? Или они вообще остались в Силистрии до перемирия?
Вот карьа устья Дуная click here
Насколько я понимаю, они так и оставались в Силистрии, т.к. русские минировали реку выше Тулчи
Pathfinder пишет: Насколько я понимаю, они так и оставались в Силистрии Тогда зря не потребовали их передачи по перемирию. Хоть чем то да усилили бы ЧФ.
Кто-нибудь может подсказать. В ряде мест встречал такое написание - Кюстенджи (Сюнне). Однако Кюстенджи - это турецкое название Констанцы, а вот Сюнне согласно ряду косвенных упоминаний должен располагаться в устье Дуная. Или имелось в виду, что тогда от Дуная к Констанце сущетствовала то ли протока, то ли канал? Что такое Сюнне? Еще вопрос - что такое Семендире? Турецкое название Силистры?
Pathfinder пишет: Еще вопрос - что такое Семендире? Турецкое название Силистры? Ув. коллега! У меня на картографическом отделе(старом) ув. коллега Киров выложил кучу болгарских исторических карт. Думаю там отражены все написания географических пунктов в разные эпохи. Стоит только полистать. С уважением. Козачук В.А.
Все-таки, почему Россия не потребовала передачи кораблей турецкой флотилии на Дунае после перемирия?
GeorgG-L пишет: Все-таки, почему Россия не потребовала передачи кораблей турецкой флотилии на Дунае после перемирия? А нафига ей это старье, да еще и убитое турками? Собирались-то быть первостепенной морской державой, с нормальным современным флотом.
SLV пишет: А нафига ей это старье В конкретной обстановке 1878 года - очень даже пригодилось бы...
GeorgG-L пишет: В конкретной обстановке 1878 года - очень даже пригодилось бы... Для каких целей? Англичан пугать? Или австрияков (раз речь идет про речные корабли)?
SLV пишет: Для каких целей? Англичан пугать? Или австрияков (раз речь идет про речные корабли)? Ну они не все речные, вполне даже мореходные... А для действий в узостях на минной позиции - а постановка заграждений у Босфора могла быть осуществлена - вполне бы сгодились...
GeorgG-L пишет: Ну они не все речные, вполне даже мореходные... Ну, и зачем нам вполне мореходное старье? У турок они уже несколько лет в эксплуотации - значит нужен капитальный ремонт. Кроме того, не думаю, что Турция могла себе позволить покупать новейшие корабли или строить их по новейшим проектам. GeorgG-L пишет: постановка заграждений у Босфора А это против кого? Против рыбаков? Если у турок флот отобрать - то и надобность в постановках у Босфора отпадет. Или все англичан боитесь? В общем, мое мнение. Турции оставить ее старье. Содрать с нее такую контрибуцию, чтоб турки без штанов отсались (заодно и флот ее придет в упадок). На эти деньги провести ремлитаризацию черноморья. В том числе - пострить современные корабли для действий на таком специфическом театре.
SLV пишет: На эти деньги провести ремлитаризацию черноморья. Вот именно, что все Черноморье требует гораздо больше денег для обороны, чем Босфор...
GeorgG-L пишет: Вот именно, что все Черноморье требует гораздо больше денег для обороны, чем Босфор... Так Вы предлгаете Босфор захватить?
SLV пишет: Так Вы предлгаете Босфор захватить? Так не один я...
GeorgG-L пишет: Так не один я... А кто еще?
SLV пишет: А кто еще? Так великий князь Николай Николаевич Старший, генерал-адьютанты Скобелев и Тотлебен, да и Сам...
GeorgG-L пишет: Так великий князь Николай Николаевич Старший, генерал-адьютанты Скобелев и Тотлебен, да и Сам... А что ж тогда не взяли? Англичан испугались? Или австрияков с немцами?
SLV пишет: А что ж тогда не взяли? Англичан испугались? Или австрияков с немцами? Ответственности... Почитайте переписку императора с братом-главнокомандующим.