"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...
Снип 11 01 95 о статусе снип.
История кораблестроения и вооружений Манёвры флотов и развитие теории тактики.
Манёвры флотов различных стран перед Русско-Японской войной. Описания и сравнения желательны. Например Эд пишет: "Ропп неверно излагает маневры RN 1901 г., точнее заключительное генеральное сражение. Оно удивительно похожет на Цусиму. Ноэль, имевший 12 тихоходных БР резервного флота (V=10 у.) шел в 4-х колоннах походным строем. Появление 10 БР Вильсона (V=13 у.) флота Канала было для него полной неожиданностью, и он начал спешно перестраиваться в одну колонну уже под огнем пр-ка. Вильсон, в отличие от Того, очень четко исполнил crossing T в 30 кабельтовых перед носом Ноэля, далее все шло, как при Цусиме, только флоты шли не вправо, а влево. Вильсон, охватив голову Ноюля, все время держал ее под огнем. Строй Ноэля нарушился и растянулся, впереди оказались 2-3 более быстроходных БР, остальные сильно отсали. В конце сражения крейсера Вильсона атаковали хвост Ноэля, довершив его поражение ("Мор. Сб." 1901).",

Ответов - 8

realswat цитирует: " ... Ропп. Маневры показали, что идеи Фурнье о корабле bon a tout faire [броненосном крейсере-универсале] — равно как и его преувеличенное представление о тактическом (в отличие от стратегического) значении скорости — необоснованны. Фурнье заявил, что скорость позволит более слабому кораблю победить более сильный, но маневры 1900 года, на которых быстроходная эскадра, представлявшая французские броненосные крейсера, действовала против тихоходной, представлявшей английские корабли береговой обороны, показали, что если тихоходные корабли хотя бы относительно неплохо управляемы, они могут избежать поражения от слабейших быстроходных кораблей, которым оставалось только циркулировать вокруг них{811}. Тем не менее, идеи о важности скорости и наступательной мощи прочно укоренились в военно-морской мысли тех лет. ... В Англии сторонником введения французского способа маневрирования в кильватерной колонне, без использования сигналов, был адмирал сэр Джордж Трайон. Однако гибель броненосца «Виктория, виновником которой он стал, дискредитировала этот метод. Кроме того, интеллектуальная инертность старших офицеров британского флота достигал в 1890-годах предела, и только молодые адмиралы — такие, как Фишер и Уилсон, всерьез интересовались проблемами тактики. В 1901 году Уилсон одержал на маневрах блистательную победу над адмиралом сэром Джерардом Ноэлем (Gerard Noel), считавшимся тогда в Адмиралтействе «человеком будущего, применив кильватерную колонну против используемого Ноэлем «реликта времен Трафальгара — строя раздельных колонн. ... Третья проблема — разведки и поддержания контакта с врагом — была особенно важна для борьбы с итальянским флотом. Занимавшиеся этой проблемой французские офицеры понимали ее сложность: Разведка поначалу ограничивалась наблюдением за как можно большим районом моря вокруг эскадры, но вскоре выяснилась необходимость отделения разведчиков от основных сил и передачу их под отдельное командование. С тех пор... мы исследовали различные проблемы установления и поддержания контакта с врагом, сообщения со своими основными силами, и обеспечения рандеву. Командующий легкими силами, если он будет иметь в своем распоряжении достаточно сил, должен будет маневрировать так, чтобы сохранять контакт с врагом, по необходимости — уничтожать вражеские крейсера, и отряжать посыльные суда для донесения командующему о положении и курсе вражеских сил. За четыре года французы перешли от простой завесы из крейсеров, расположенных кругом вокруг главных сил, к строю, который может быть назван «щупальцем главных сил. Это щупальце имело Т-образную форму — причем палочка над Т состояла из крейсеров, позади же них шли малые посыльные суда, задачей которых была передача новостей командующему. Эта система стала предвестником использованной в первую мировую — с тем отличием, что посыльные суда были заменены радио. Французам также удалось достичь успеха и в поддержании контакта с противником ночью. ..." Надо попытаться упорядочить подобную информацию. Если у кого что имеется, даже на англ., нем., и прочих языках - вносите. Схемы, вероятно, приветствкются.
Обновлю тему цитатой ув. realswat: realswat пишет: в сборнике лорда Брассея за 1900 г. (о маневрах 1899 г.) The principal object of the 1899 Manoeuvres is to obtain information as to the most advantageous method of employing a considerable body of Cruisers in conjunction of the Fleet. A subsidiary object is to throw some light on the relative advantages and disadvantages of speed and fighting strength. Another subsidiary object is to obtain information relative to the working of Destroyers and Torpedo Boat.
По просьбе автора топика выкладываю его же материалы :-) - так как у автора тех. проблемы
А что это за издание?
Джейн.
Это маневры 1903 г., заключительное генеральное сражение у Азорских о-вов, как и 1901 года, весьма похожее на Цусиму. Меньшая по численности, но более быстроходная эскадра Средиземного моря Домвилла (до 16 у.) сумела провести crossing T в 19 кабельтов от головы более многочисленных, но тихоходных эскадр Бересфорда (Канал) и Вильсона (Резервная) (до 14 у.). Вильсон, как более старший, прекратил маневры, но по решению посредников головная эскадра Бересфорда была сочтена полностью разгромленной (до флагмага Вильсона включительно - Royal Unitred Service Institution Journal, September 1903). Домвилл прорвался в свою базу (Лиссабон) и получил подкрепление, теперь у него стало превосходство. Еще до боя обе стороны направили на разведку большую часть своих крейсеров. На маневрах присутствовали 2 японских офицера. Эти маневры широко обсуждались во французской, итальянской и немецкой морской периодике осенью 1903 г., при этом обращалось внимание на значение скорости. В "Мор. Сб." отчет о них был напечатан только в 1904 г. (перевод из Marinerundscau).
realswat пишет: Джейн. Так и подумал. У Брассея книжный формат, а не альбомный. Кстати, а никаких мыслей нет, почему Мардер этих маневров не касался? Или я просто невнимательно читал? Но ни в Анатомии, ни в От Дредноута что-то ничего не заметил. Вдобавок вот и ответ на многие вопросы, мелькающие в разных ветках и разных темах. Что такое есть маневры? А то пишут, мол, Рожественский 13 мая что-то там делал. А он учил эскадру разворачиваться по сигналу "Противник спереди/сзади" - и только.
Уважаемому realswat'у - спасибо. У кого какие описания и разборы есть - выставляйте. "Тактическая библиотека" будет. От самых древних до 2МВ. (?)