"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

История кораблестроения и вооружений Кому известно примечательное о Кристиане Хюльсмаере
Я, к своему стыду, узнал о девавшемся этим человеком только третьего дня, из купленной в дорогу газетки "Секретные материалы XXого века" Цитирую оттуда (а астор скорее всего окдуда-то из I-нета): "Этим "конкретным" стал прибор, прообраз будущего радара, который Хюльсмает окрестил телемобилоскоп.. ... Для его разработки и изготовления он в 1902ом году создал фирму "Хюльсмаер и компания". 30ого апреля 1904ого года Хюльсмаер получил от Имперского бюро по патентам удостоверение на своё изобретение. ..18ого мая того же года телемобилоскоп был испытан на кёльнском железнодорожном мосту, а 10ого июня- в роттердамской гавани. ...Несколько позже (11ого ноября 1904ого года) был получен патент на прибордля измерения расстояния посредством отражённых волн. Развивая свою же идею Хюльсмаерпредложил двухантенное устройство для обнаружения кораблей на большом расстоянии. В состав аппарата входили радиопередатчик, вращающиеся антенынапраленного действия, радиоприёмник со световым или звуковым индикатором, воспринимавший отражённые предметом волны. ...в начале XXого векановый прибор не нашёл применения. Гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц отозвался о нём так: "Не представляет никакого интереса. мои люди имеют гораздо лучшие идеи." По мнению "специалистов" пароходные гудки для предотвращения столкновений в тумане были не менее эффективны и обходились значительно дешевле. Заказы, на которые так расчитывал Хюльсмает так и не поступили. Разочарованный изобретательно закрыл фирму и больше не возвращался к идее телемобилоскопа." Тут и фото есть, девайс из нескольких блоков,- довольно компактный, примерно как тогдашний дальномер. Понятно имхо, что работало это скорее всего на считанные мили, и только на достаточно большой корабль. Но ночью, для сохранения строя и обнаружения миноносцев... Subj. Если "как всегда"- я "просто узнал последним" нечто общеизвестное, возможно кто-либо добавит нечто объясняющее почему об этом вспоминают сравнительно редко.

Ответов - 2

Подозреваю, что дальность его действия на самом деле вряд ли сильно превышала пару сотен метров. Элементная база в виде пары вибраторов Герца в уголковых отражателях, и нескольких реле.
MGouchkov пишет: возможно кто-либо добавит добавлю, но немного не то. Вот нашел статью по истории радиолокации. Журнал "Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра", февраль 2008 г. Текст распознаный, потому могут быть ошибки. Эпизоды истории радиолокации В ряде популярных публикаций, в телевизионных передачах и т.п. делаются попытки приписать начало работ по радиолокации и начало ее внедрения в нашей стране какому-либо одному человеку. Занятно, что обычно выбирается специалист, подвергшийся репрессиям (очевидно, не репрессированные личности журналистам просто не очень интересны). Между тем даже конспективный взгляд на раннюю историю радиолокации показывает, что на права безусловного «пионера этой отрасли не может претендовать не только отдельный человек, но и отдельная организация и даже какая-либо одна страна. Явление отражения радиоволн наблюдал еще Г. Герц в 1886—1889 гг. Наблюдавшиеся А.С. Поповым и его ассистентом П.Н. Рыбкиным в 1897г. прерывания радиосвязи корпусом корабля (во время опыта связи с установкой передатчика на транспорте «Европа, а приемника — на крейсере «Африка), говорили об отражении радиоволн металлическими предметами. Вскоре последовали предложения по практическому применению этого эффекта. В 1900 г. серб Н. Тесла предположил возможность определения местонахождения наземных и небесных объектов с помощью отраженных электромагнитных волн (в 1917 г. он же предложил использовать импульсы сверхвысоких частот для обнаружения подводных лодок). В 1904 г. немец К. Хюльсмайер запатентовал метод и двухантенное устройство для обнаружения кораблей на большом расстоянии по отраженным от него радиоволнам. В авторской заявке (патент №165546 от 30 апреля 1904 г.) он дал подробное описание устройства для реализации своего метода, а позднее, в том же 1904 г., получил и второй патент (№169154) на усовершенствование своего метода и устройства. 10 лет спустя, в 1914 г., в России И.И. Ренгартен проводил работы по макетированию радиопеленгатора. Однако дело упиралось в возможности тогдашней радиоаппаратуры — выделить в шумах ничтожно малый по сравнению с излученным эхо-сигнал было чрезвычайно трудно. В 1919 г. Л. Махтсу был выдан патент, в котором описывалось устройство со спиральной разверткой и визуальной индикацией положения объекта, обнаруживаемого с помощью радиоволн. Еще через десять лет, в 1924 г. англичане Е. Эплтон и М. Барнет по отраженному непрерывному сигналу измерили высоту слоя Кеннелли-Хэвисайда (слой ионосферы, от которого отражаются радиосигналы), используя декаметро-вые радиоволны (диапазон 3—30 МГц). В 1925 г. английские ученые Г. Брейти М. Тьюв опубликовали результаты своей работы по определению высоты слоя Кеннелли-Хэвисайда импульсным методом — по времени запаздывания импульсного сигнала, отраженного от слоя, относительно сигнала, пришедшего вдоль поверхности Земли. В те же годы импульсная радиолокационная установка для измерения высоты слоев ионосферы была разработана в СССР. В том же 1925 г. советские ученые и инженеры Б.А. Введенский, Ю.П. Симанов, Б.В. Халезов. А.Г. Аренберг указывали на возможность использования радиоволн УКВ диапазона (привлекшего интерес радиоспециалистов в начале 1920-х гг.) для обнаружения движущихся объектов, а Л.И. Мандельштам и Н.Д. Папалекси, проведя серию опытов по изучению свойств радиоволн, к 1930 г. разработали теорию радиоинтерференционного измерения расстояний1. В 1933 г. Б. Тревор и П. Картер, исследовавшие распространение ультракоротких радиоволн, описали явление пе- риодического изменения величины сигнала при наложении сигнала, отраженного летящим самолетом, на сигнал передатчика. В начале января 1933г. инженер П.К. Ощепков в записке на имя начальника Управления ПВО предложил применить в аппаратуре радиообнаружения импульсный метод. В октябре 1933 г. ГАУ заключило договор с Центральной радиолабораторией (ЦРЛ), руководимой М.А. Бонч-Бруевичем, и в январе 1934 г. в Гребном порту в Ленинграде начались опыты с аппаратурой радиообнаружения, созданной в ЦРЛ группой Ю.К. Коровина с помощью Ленинградского электротехнического института. При мощности в антенне 0,2 Вт и длине волны 50 см аппаратура обнаруживала самолет на расстоянии 600—700 м, но это был первый практический успех. 16 января 1934 г. в Академии наук СССР состоялось заседание, на котором рассматривались способы выявления самолетов ночью, в условиях плохой видимости и на больших расстояниях. В заседании участвовали специалисты по радиотехнике, радиофизике, оптике: академики А.А. Чернышев (7 февраля 1934 г. он подаст изобретательское предложение радиотехнической системы обнаружения, действовавшей по принципу завесы) и С.И. Вавилов, профессор Н.Д. Папалекси, помощник директора Института телемеханики В.Н. Андреев, директор ЛФТИ академик А.Ф. Иоффе и его научные сотрудники Ю.Б. Харитон, Н.Н. Семенов и P.P. Гаврух. Были приглашены: профессор А.А. Лебедев, научные сотрудники Ленинградского электрофизического института (ЛЭФИ) Б.К. ШембельиВ.В. Цимбалин, профессор Ф.А. Миллер, профессор В.П. Линник, специалист по акустике профессор Н.Н. Андреев, начальник радиотехнического факультета Военной электротехнической академии РККА профессор А.А. Яковлев, инженер П.К. Ощепков, представители ГАУ и Управления ПВО РККА. Интересно, что А.Ф. Иоффе, занимавшийся проблемами распространения радиоволн, касаясь пригодного диапазона длин волн, отбросил дециметровые и сантиметровые, считая, что их переотражение в разные стороны от поверхностей самолета сильно ослабит эхо-сигнал. К тому же, метровый диапазон УКВ в те годы был наиболее освоен, имелась соответствующая передающая и приемная аппаратура. Хотя менее чем через десять лет свое преимущество показали именно короткие волны. В августе 1934 г. П.К. Ощепков представил проект «Элек-тровизор — по сути, одну из первых программ создания радиолокационных комплексов. Не случайно 1934 г., когда были сформулированы основные теоретические предпосылки и прошла испытания первая радиолокационная аппаратура, считается годом рождения отечественной радиолокации. В 1935 г. опытные станции радиообнаружения с непрерывным излучением для зенитной артиллерии создали группа того же Коровина уже в Центральной военно-индустриальной радиолаборатории в Горьком (магнетрон для нее разработали в Горьковском физико-техническом институте) и группа Б.К. Шембеля в ЛЭФИ. В том же ЛЭФИ М.Д. Гуревич-старший работал над импульсными методами обнаружения. Одним из исследовательских центров по радиообнаружению стал вскоре НИИ-9 Наркомтяжпрома, созданный на основе ЛЭФИ и Радиоэкспериментального института. ' Интерференционный метод основан на разнице фаз прямого и от-I раженного сигналов, пропорциональной расстоянию до объекта. Выя-i вить эту разницу можно по биению по амплитуде и фазе результирующего сигнала, получаемого при сложении прямой и отраженной волн. В 1936 г. прошел испытания созданный в НИИ-9 под руководством Б.К. Шембеля подвижный зенитный радиоискатель «Буря. В 1936—1938 гг. работы по радиообнаружению расширялись. Велись активные исследования по различным вариантам направленных антенн. Радиолокация предъявила новые требования к радио- и электротехнической, электровакуумной промышленности. И далеко не все из них молодая индустрия могла выполнить. В опытном порядке создавалась передовая элементная база — многорезона-торные магнетроны, триоды СВЧ, отражательные клистроны2, малошумящие приемо-усилительные лампы и т.д., но запуск их в серию оказался очень трудной задачей. В 1938 г. Ленинградский физико-технический институт, занимавшийся проблемой радиообнаружения в интересах службы ВНОС, добился успеха, применяя импульсную технику. В сентябре 1938 г. по настоянию ГАУ в НИИ-9 под председательством профессора (впоследствии академика) М.В. Шулейкина прошла научно-техническая конференция по радиообнаружению. В конференции приняли участие М.А. Бонч-Бруевич и Б.А. Введенский, создатели первых станций радиообнаружения Ю.К. Коровин и Ю.Б. Кобзарев, инженеры НИИ-9 и Украинского ФТИ (г. Харьков, институт был подключен к работам по импульсной аппаратуре), а также военные инженеры М.И. Куликов от НИИИС РККА, М.М. Лобанов от ГАУ (Лобанов был одним из наиболее активных сторонников радиолокации, много сделавший для ее практического внедрения) и И.В. Бренев от НИМИСТ РККФ. Были заслушаны доклады о работах НИИ-9, ЦВИРЛ, УФТИ, ГАУ о задачах и технике радиообнаружения. Конференция, по сути, согласилась с планами и тематикой исследований по радиообнаружению в НИИ-9, но рекомендовала расширить исследования по импульсному методу радиообнаружения, используя дециметровый диапазон волн, с которым уже работали в Л ФТИ. Работы велись широким фронтом, но вплоть до 1943 г. без единого плана и руководства: так, НИИ-9 работал по заказам ГАУ, ЛФТИ получал заказы от Управления ПВО, УФТИ — от НИИИС РККА. За рубежом в это время также проводились активные работы. В 1930 г. в США Л.Э. Хайленд предложил использовать дециметровые волны для предупреждения о приближении вражеских самолетов. В 1933—1936 гг. в США ставились опыты по радиообнаружению самолетов с использованием непрерывного излучения метрового и сантиметрового диа- 2 Магнетрон — генераторная двухэлектродная электронная лампа с перекрещивающимися электрическим и постоянным магнитным полями. Первый магнетрон разработал в 1921 г. А.У. Хэлл в США, промышленный его вариант был готов к 1928 г. Клистрон — сверхвысокочастотная электронная лампа, в которой поток электронов преобразуется в группы модуляцией по скорости, лампа имеет объемный резонатор. Со временем клистроны серьезно потеснили магнетроны как СВЧ-генераторы большой мощности. пазонов и эффекта Доплера. В 1934 г. сотрудник Морской исследовательской лаборатории США Р. Пейдж сфотографировал на индикаторе отраженный от самолета сигнал на частоте 60 МГц. В 1936 г. опытная американская РЛС, работавшая на частоте 80 МГц, засекла самолет на расстоянии 65км. Кроме того, изготовили первую небольшую РЛС, работавшую на частоте 200 МГц. В1937 г. ее установили на эсминец «Лири. В 1939—1941 гг. компания «Сигнал Корпс разработала РЛС дальнего обнаружения, одна из которых принимала участие в отражении атаки японцев на Перл-Харбор утром 7 декабря 1941 г. В 1935 г. радиолокация получила первое коммерческое применение: во Франции на лайнере «Нормандия установили «детектор препятствий, а в 1936 г. в порту Гавра — «радиопрожектор для обнаружения судов, входящих в гавань и покидающих ее. В том же году в Великобритании Р. Ватсон-Ватт проводил опыты по импульсной радиолокации самолетов. В 1936 г. англичане установили пять стационарных импульсных РЛС (работавших на метровых волнах) на юго-западном побережье Великобритании, в 1937 г. испытали импульсную корабельную РЛС. К июлю 1939 г. в районе между Скапа-Флоу и Портсмутом имелось около 20 РЛС, способных обнаруживать подлетающие самолеты на дальностях до 100—200 км. В первый период Второй мировой войны юг острова был прикрыт сетью РЛС («линия Чэйн Хоум), и, по мнению ряда историков, в 1940—1941 гг. «битва за Англию была выиграна в воздухе именно благодаря радару. В 1934 г. в Германии по инициативе ВМФ были развернуты работы по радиолокации (для этого была создана фирма «Тема), в 1936 г. работы над средствами радиообнаружения начала фирма «Телефункен, добившаяся в 1939 г. заказа от ВВС Германии (в чье ведение входила ПВО) на РЛС для зенитной артиллерии. Уже в 1940 г. германская ПВО располагала сетью станций дальнего обнаружения «Фрея (дальность действия до 200 км) и «Вюрцбург (до 80 км) дециметрового диапазона. Позднее к ним добавились станции орудийной наводки «Малый Вюрцбург (до 40 км), «Мангейм (до 70 км), а также стационарные станции обнаружения «Вассерман (до 300 км). К концу 1941 г. была создана система РЛС из двух поясов — внешнего и внутреннего, а к концу 1943 г. территория Германии оказалась прикрыта практически сплошным радиолокационным полем ПВО. В СССР в этот период использовался термин «радиообнаружение, а РЛС называли установками или станциями радиообнаружения («станциями РО). Термин «радиолокация (от лат. radio — «излучаю и locatio — «размещение, расположение) стал применяться только с началом Великой Отечественной войны и получением первых зарубежных РЛС. Отметим здесь же, что английское слово «радар (radar), также употребляемое в отечественной литературе, представляет собой аббревиатуру от RAadio Detection And Ranging — «радиообнаружение и определение расстояний. Семен Федосеев