"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

История кораблестроения и вооружений Феномен флота реcпублики Чили
Собирая материалы и вообще погружаясь в историю парового броненосного флота заметил, что зачастую по отношению к кораблям, построенным на заказ для Чили применяется превосходная степень сравнения. Впервые... По образцу... Первая и вторая "Эсмеральды", "Генерал ОХиггинс" и другие более ранние корабли отличались новаторством и становились образцами для подражания. Прослеживается чёткая позиция командования флота и хорошее взаимодействие со строителями. Корабли своевременно модернизируются или заменяются на более новые, и так практически во всех аспектах ежедневной работы флота. Чилийцы сумели выйти победителями из всех морских конфликтов, за исключением Тихоокеанской войны, но и здесь Испанию трудно назвать победителем. В предполагаемой войне между Аргентиной и Чили в начале 19 века лично я ставлю на последних! Откуда такой феномен для вечного разгильдяйства итальянцев, испанцев и прочих латиноамериканцев. Да у истоков флота и государственности англичане, но только ли в этом дело.

Ответов - 129, стр: 1 2 3 4

Scott пишет: Интересно, что отношение к флоту в Чили гораздо более трепетное, чем в других латиноамериканских странах. Чилийцы им гордятcя не меньше чем британцы и американцы своими Royal или, соответственно, US Navy, Спасибо, это действительно ценное свидетельство. Это в принципе и так чувствуется, хотя в какое-то время даже в Перу флоту стали уделять большое внимание. Можно сказать, что "феномена", как такового, конечно не было. Но бОльшее внимание к флоту имело место (по сравнению с Бразилией конца 19 в. - уж точно). Но вообще в Лат.Америке многое делается "волнами" с последующим спадом. В той же Аргентине 70-х был некоторый бум. После Фальклендов - застой и спад. В Чили, видимо, до середины ХХ века все еще были довольно сильны традиции. Хотя это все "лечится" временем. К примеру, посещавшие Британию в последние годы свидетельствуют о резком спаде интереса к флоту во всех элементах общества. От официалов до "народа".
vov пишет: Но вообще в Лат.Америке многое делается "волнами" с последующим спадом. Ну так везде. А "волны" обусловлены ситуацией. Как уже писали выше, военные конфликты конца XIX века вкупе с географическим положением Чили просто требовали наличия сильного флота. Что же касается Британии, да, могу подтвердить, интерес к флоту там упал и не в последние годы, а уже давно. Например, среди молодых людей, решивших связать свою судьбу с армией, Королевские ВВС сейчас гораздо более популярны чем флот.
Scott пишет: Как уже писали выше, военные конфликты конца XIX века вкупе с географическим положением Чили просто требовали наличия сильного флота. - поему Вы упустили из виду, что военные в Чили практически каста ... в стране культвировался культ военного ещё задолго до пиночета ... повышеное внимание к вооруженным силам это часть общего имиджа страны ...
Scott пишет: Что же касается Британии, да, могу подтвердить, интерес к флоту там упал и не в последние годы, а уже давно. Лет 5 назад мне пришлось играть в stars! с англичанином, и чуток поговорил на тему флота. В общем, такие слова как "Илластриес" и "Арк Ройал" ему оказались знакомы, но не более. Типа как у нас все знают слово "крейсер Аврора", но ничего про сам крейсер.
Scott пишет: сайт ВМС Чили (http://www.armada.cl) на мой взгляд вообще лучший среди опять же аналогичных латиоамериканских сайтов и чуть ли не единственный с английской версией Спорный вопрос. С одной стороны, он хорошо разработан и содержит информацию практически по всем кораблям. С другой стороны, информация крайне скудная даже по NN{? а фотографии только мелкие. Сравните с аргентинским сайтом www.histarmar.com.ar
Pathfinder пишет: сравните с аргентинским сайтом www.histarmar.com.ar - там сравнивать нечего... аргентина рулит ...
Scott пишет: Что же касается Британии, да, могу подтвердить, интерес к флоту там упал и не в последние годы, а уже давно. Ну да, просто я имел в виду, говоря "в последние годы", время после 2МВ. Для меня все это "недавнее время":-))). Scott пишет: среди молодых людей, решивших связать свою судьбу с армией, Королевские ВВС сейчас гораздо более популярны чем флот. Надо сказать, КВВС популярны тоже уже давно. Но во 2МВ флот, пожалуй, еще был чуть "почетнее", а после нее резко пошел вниз и в смысле "преференций" и "моды".
Отношение Чили к флоту... Тут скорее всего воспитание. Не забывайте, что у основания чилийского флота находились мужики ну с чисто испанским фамилиями, например, "Сэр Кочран" (у нас в литературе он почему-то Кохрен), да и О'Хиггинс ну просто этнический индеец! :-))) В общем, победу во второй тихоокеанской войне сами чилийцы целиком отдают той помощи, которую им англичане оказали. И даже не столько в постройке кораблей, сколько в организации и подготовке. Не секрет ведь, что флот даже меньший по численности, но лучше подготовленный всегда побеждает. Вот они это и усвоили. А самое важно, эти первые англичане сумели заложить в чилийцев желание быть лучшими. По поводу самого боеспособного флота я бы все-таки ставки сделал на Перу. Удивительная страна, сумевшая перессоритться со всеми своими соседями. Так что она просто обязана иметь хорошую армию и флот, чтобы ее не раздавили. Так что в процентах к доходу, у нее самые большие военные ассигнования.
Nico пишет: По поводу самого боеспособного флота я бы все-таки ставки сделал на Перу Дон Нико, а как увязать тезис с высокой боеспособностью перуанского флота вот с этой цитатой из Вас же: "В течение конфликта перуанский флот успешно блокировал эквадорское побережье, однако единственными столкновениями на море стали стычка эквадорского авизо “Atahualpa” с перуанским СКА Р-101 19.7.1941 и безрезультатный для обеих сторон бой перуанского ЭМ “Almirante Villar” с эквадорской КЛ “Abdon Calderon” у Хамбели 25.7.1941". Эсминец, пусть и старый "Новик", ничего не смог сделать с дряхлым пароходом с парой 65-мм пушек и парой 20-мм автоматов "Бреда". Неувязочка...
Pathfinder пишет: Эсминец, пусть и старый "Новик", ничего не смог сделать с дряхлым пароходом с парой 65-мм пушек и парой 20-мм автоматов "Бреда". Неувязочка... - воюют не корабли, а люди... англы Ютланд прое...ли, а вы перуанцев решили осудить...
Борис, Х-Мерлин пишет: - воюют не корабли, а люди... англы Ютланд прое...ли, Факт. При том Битти ценой "Однако, что-то не так с наших крейсеров" (с) привел немцев прямо под линии Джелико! После такое не утопить всех поголовно - просто безобразие!
О Хамбели. Там немного другая ситуация. Тудела и Лаваль, когда предстал перед грозными очами комиссии, расследующей причины и последствия этой стычки, сказал примерно следующее, что не посчитал противника настолько серьезной целью, чтобы можно было ради нее рисковать вверенным ему кораблем. И его оправдали по всем статьям, так что дело даже не выносилось в трибунал.
Sha-Yulin пишет: Вам перечислить корабли "Сом" и "Рюрик-2"?
Sha-Yulin пишет: Да и вообще, вы разве никогда не задумывались, почему ни одна великая морская держава (ну кроме Италии в момент создания современного флота) не строила и не покупала эльзвикских крейсеров? В том числе и англичане. А ведь фирма ихняя и для своего флота то же корабли строила. Интересно а чем тогда являются крейсера типа "Мерсей"??? А американский Чарлстон, австро-венгерские Кайзерин Элизабеты, японские Нанивы. Конечно последние не совсем великие державы, но вообще то великих тогда только две Англия и Франция, даже Россия по тем временам не совсем великая, так на уровне той же Италии, Германии и Австро-Венгрии.
Уважаемые господа, а о каком превосходстве чилийских проектов вы тут рассуждаете??? Корабли нужно все же сравнивать эквивалентные, а не так что они типа в одном классе числятся. Что такое О'Хигинс или Прат в чилийском флоте - крабли линии, сравните их например с британскими Канопусами или французкими Шарль Мартелем или Жакубери. И сразу почувствуете разницу в мощи чилийских кораблей... Эсмиральда конечно крейсер нового типа, но посмотрите какая роль отводилась ему в чилийском флоте - опять же аналог корабля линии, сравните ее хотя бы с Коллингвудом или французским Формидаблем, ну просто одно лицо и эту парочку уделает ненапрягаясь А знаменитая парочка Свившур с Трайумфом на фоне Нельсона или же Кинг Эдвардов - ну просто корабли задворок Конечно для своего времени чилийцы старались выбрать наиболее мощный и лучшие проекты из ДЕШЕВЫХ - это удел бедных (нельзя покупать корабли которые уже завтра будут никому не нужны)... Так что не нужно возводить в абсолют гений чилийцев, обычный третистепенный флот, так что здесь Sha-Yulin прав.
Алекс пишет: А знаменитая парочка Свившур с Трайумфом на фоне Нельсона или же Кинг Эдвардов - ну просто корабли задворок Ну не знаю. А какой современник этой парочки не выглядит на фоне Нельсона кораблем задворок?
realswat пишет: А какой современник этой парочки не выглядит на фоне Нельсона кораблем задворок? - японцы... Кашима и сотоварищи... Аки + Сатсума ...
Алекс пишет: Интересно а чем тогда являются крейсера типа "Мерсей"??? А американский Чарлстон, австро-венгерские Кайзерин Элизабеты, японские Нанивы. Конечно последние не совсем великие державы, но вообще то великих тогда только две Англия и Франция, даже Россия по тем временам не совсем великая, так на уровне той же Италии, Германии и Австро-Венгрии. НУ вообще-то Чарлстон - вполне самобытный американский броненосный крейсер. Вы наверное имели в виду пару типа Олбани? Но они заказывались для Бразилии. Это как англы Свифтшур перекупили. И что за Мерсей? Японские Нанивы заказывались державой, только начавшей создавать флот. Последний эльзвик они заказали в 1896 году. Хотя неправ - последний эльзвик (правда не такой совсем) - Ивате. Вот австрийские вполне забыл. Извиняюсь. Но общей картины это особо не меняет. Алекс пишет: Что такое О'Хигинс или Прат в чилийском флоте - крабли линии, сравните их например с британскими Канопусами или французкими Шарль Мартелем или Жакубери. А вот об этом за последние три года уже раз 5 писал. Борис, Х-Мерлин пишет: realswat пишет: quote: А какой современник этой парочки не выглядит на фоне Нельсона кораблем задворок? - японцы... Кашима и сотоварищи... Аки + Сатсума ... Я бы ещё Демократии и Коннектикуты добавил.
Sha-Yulin пишет: Чарлстон - вполне самобытный американский броненосный крейсер Полная копия Нанивы только с 8" ГК. Копийнее найти что-то сложно. А Мерсеи это серия британских бронепалубников из 4 единиц "Северн", "Темза", "Форт" и "Мерсей". 4050т палуба 51-76мм скорость 17-18 узлов вооружение 2-8" 10-6". Полностью безрангоутные. Строились в 1883 -1889гг. Совершенно нормальный Эльзвик по идеологии, разработанный явно с оглядкой на Эсмиральду.
Алекс пишет: Эсмиральда конечно крейсер нового типа, но посмотрите какая роль отводилась ему в чилийском флоте - опять же аналог корабля линии, сравните ее хотя бы с Коллингвудом или французским Формидаблем, ну просто одно лицо и эту парочку уделает ненапрягаясь - вы старше меня на 2 дня, но я вам возражу и вот почему: 1 - Чили реально не ставило задач воевать ни с Британией ни с Францией ни США ... враг был рядом ... имено с соседями и надо сравнивать... 2 - цифры в ТТЗ вписывались исходя из п1 3 - дешёвых кораблей не бывает, бывают корабли доступные по средствам ... Армстронг мог построить такие корабли ... когда могли другие и они тоже строили ... и были они отнють не дешёвыми(во всех смыслах этого слова) ... 4 - именно за деньги таких стран как Чили двигался прогресс в технике и тактике ... я так думаю...
Борис, Х-Мерлин пишет: - дешёвых кораблей не бывает, бывают корабли доступные по средствам ... Армстронг мог построить такие корабли ... когда могли другие и они тоже строили ... и были они отнють не дешёвыми(во всех смыслах этого слова) ... 4 - именно за деньги таких стран как Чили двигался прогресс в технике и тактике ... Да нет бывают, просто все относительно. Так вот относительно того же Коллингвуда Эсмиральда дешевый корабль, просто для кого то и эта дишивизна явно не по карману... А теперь обратимся к движению прогресса в кораблестроении 1. Уориор построен за британские деньги Глуар - за французские. Шах, Инконстант - за английские Дюгуа Труэн - за французские Генерал-Адмирал за русские и в России Монитор за американские и в штатах 2. Маджестик за английские деньги Дюпуи де Лом за французские первые дистрое за английские 3. Дредноут за английские Инвинсибл за английские Скауты и города за английские 4. Куин Лизи за английские Новики за русские и в России На долю Чили остается только Эсмиральда, если можите приведите еще примеры, кто куда чего двигал.
Алекс пишет: относительно того же Коллингвуда Эсмиральда дешевый корабль, просто для кого то и эта дишивизна явно не по карману... - и тем немение её купили ... и ещё не факт что в дуэли один на один Эсмеральде ничего не светило... история потом показала на примере Сиднея, что бывают варианты ... Алекс пишет: А теперь обратимся к движению прогресса в кораблестроении - хорошо обратимся... крейсер какой страны получил первым верт. машину тройного расширения? крейсер какой страны стал первым полностью вооруженным скорострельной артиллерией? крейсер какой страны первым превзошёл скорость в 20 узлов? какой стране построили первый эскадренный броненосный крейсер?
Алекс пишет: Совершенно нормальный Эльзвик Мореходность у Мерсеев пожалуй получше, чем у одновременных эльзевиков. Да и против броненосцев он вроде не должен сражаться.
Алекс пишет: Полная копия Нанивы только с 8" ГК. Пардон, но мы о разных Чарльстонах. Я о том, что 14-6". Если вы о старом, то он ни разу не эльзвик. Алекс пишет: А Мерсеи это серия британских бронепалубников из 4 единиц "Северн", "Темза", "Форт" и "Мерсей". 4050т палуба 51-76мм скорость 17-18 узлов вооружение 2-8" 10-6". Полностью безрангоутные. Строились в 1883 -1889гг. Эти никак не эльзвики. Совсем другие корабли. Сходство ТТХ вполне случайно и при внимательном рассмотрении исчезнет.
Sha-Yulin пишет: Пардон, но мы о разных Чарльстонах. Я о том, что 14-6". Если вы о старом, то он ни разу не эльзвик. Интересно, а тогда кто это такой, если не эльзик И в таком случае что такое "Мерсей", чем он отличается от эльзиков - наличием полубака, которого не то что в первоначальном проекте, а даже перед спуском на воду не было. Или эльзик это только то что построена у Армстронга. Кстати первым эльзикским крейсером нового типа была Эсмиральда, Догали заложен на 2 года, а Пьемонт на 6 лет позже Эсмиральды. Так что уважаемый сэр память вас сильно подводит.
Алекс пишет: Интересно, а тогда кто это такой, если не эльзик Да, оглядка на Эсмеральду чётко видна. Но общего, по сути, только то, что оба не крейсера, а гипертрофированные канонерки. Из различий и другой подход к вооружению. Если Эсмеральда, это "безбронное судно" макаровской мечты для борьбы с капиталшипами, то Чарлстон под это не затачивался. Да и отличий на фото больше, чем на схемках. А вот и Темза. Постраюсь найти что нибудь получше. Но здесь то же уверенности в эльзвиковатости нет. Хотя возможно я и не прав. Алекс пишет: Кстати первым эльзикским крейсером нового типа была Эсмиральда, Догали заложен на 2 года, а Пьемонт на 6 лет позже Эсмиральды. Так что уважаемый сэр память вас сильно подводит. А это вы к чему написали?
Comte пишет: "Сом" и "Рюрик-2"? Ну я бы добавил ещё несколько кораблей, например "Сокол", "Первенец". А если брать "частично английские", то те же машины на "Петр Великий" и ещё много чего. Ермак нам построили (хотя и не военный, но вполне стратегически важный корапь).
Sha-Yulin пишет: А это вы к чему написали? лень было собирать по всей теме ваш спор на то какой крейсер был первым Эльзиком. Борис, вы доказывали что итальянец, так нет Эсмиральда. Бузан это чуть увеличенная ее реплика. Так все же тогда давайте разберемся что такое эльзикский кресер - это не Эсмиральда и ее реплики, это концепция максимально возможное по мощи вооружение втиснутое в минимальное водоизмещение в сочетании с высокой скоростью хода. А вот и вам от меня пара фото Это Чарлстон, отличий как видите гораздо меньше, чем на приведенной вами фотографии (разные времена в жизни корабля бывают) А это Мерсей. По чертежам по котором он был заложен, ни полубака ни полуюта не было, о чем красноречиво говорит положение якорных клюзов на приведенном вами фото.
Алекс пишет: лень было собирать по всей теме ваш спор на то какой крейсер был первым Эльзиком. Борис, вы доказывали что итальянец, так нет Эсмиральда. Бузан это чуть увеличенная ее реплика. Вы, похоже, крайне невнимательны. Борис-Х-Мерлин уже давно на это указал и я уже давно признал, что был неправ. Вам нужно что-то ещё? Если нет, то опять вопрос - зачем вы это написали? Алекс пишет: Так все же тогда давайте разберемся что такое эльзикский кресер - это не Эсмиральда и ее реплики, это концепция максимально возможное по мощи вооружение втиснутое в минимальное водоизмещение в сочетании с высокой скоростью хода. Не соглашусь с такой концепцией. На мой взгляд эльзвики - это корабли, которые при указаных вами особенностях, должны были исполнять роль капиталшипов для бедных. И скорость им нужна в основном для того, что бы иметь возможность уклониться от боя с серьёзными линкорами. И именно в качестве линкоров они использовались при Ялу. А то по вашей концепции и Чиода с Олимпией - эльзвики. Алекс пишет: А это Мерсей. По чертежам по котором он был заложен, ни полубака ни полуюта не было, о чем красноречиво говорит положение якорных клюзов на приведенном вами фото. А при чём здесь клюза? Я специально привёл фото БЕЗ ПОЛУБАКА. Так что всё там на месте.
Sha-Yulin пишет: А при чём здесь клюза? Я специально привёл фото БЕЗ ПОЛУБАКА. Так что всё там на месте. Простите, что значит без полубака??? Их фото без полубака не существует, если только стапельные. Так что полубак на месте, а вот бортовая батарея расположена палубой ниже, просто к концу их жизни, когда их перестраивали во всякую вспомогательную дрянь, полубак и полуют соединили настилом. Sha-Yulin пишет: Если нет, то опять вопрос - зачем вы это написали? Просто пропустил момент где вы это признали, так что приношу извинения и вы уж не обижайтесь. Sha-Yulin пишет: На мой взгляд эльзвики - это корабли, которые при указаных вами особенностях, должны были исполнять роль капиталшипов для бедных. И скорость им нужна в основном для того, что бы иметь возможность уклониться от боя с серьёзными линкорами. И именно в качестве линкоров они использовались при Ялу. А то по вашей концепции и Чиода с Олимпией - эльзвики. Интересно чего тот же Догали, Пьемонт или Иошино будут делать с броненосцем, мрачно на него смотреть и плневать ядом??? Эльзики достаточно разнообразны по назначению, но обозначенных мною требования (мощное вооружение+ высокая скорость при минимальном водоизмещении, а следовательно стоимости) выполнялись всегда. А проект Чиоды базируется именно на Эльзике - не безызвестной Реине Реенте. Что в итоге достроили это песня отдельная, но первоначальный состав вооружения 1-320мм и 6-120мм.
Алекс пишет: Просто пропустил момент где вы это признали, так что приношу извинения и вы уж не обижайтесь. Принято. Алекс пишет: Интересно чего тот же Догали, Пьемонт или Иошино будут делать с броненосцем, мрачно на него смотреть и плневать ядом??? Ну так споры по тому, чем эффектнее долбать врага, тогда были в самом разгаре. А так для чего Иошино скос палубы в 114-мм за угольными ямами? Не против же крейсеров. Алекс пишет: Эльзики достаточно разнообразны по назначению, но обозначенных мною требования (мощное вооружение+ высокая скорость при минимальном водоизмещении, а следовательно стоимости) выполнялись всегда. Эти требования выполнялись и на Олимпии. Да и много на ком. Алекс пишет: А проект Чиоды базируется именно на Эльзике - не безызвестной Реине Реенте. Что в итоге достроили это песня отдельная, но первоначальный состав вооружения 1-320мм и 6-120мм. И мы наблюдаем уменьшеную и бронированную Мацушиму. Или она то же - эльзвик?
Борис, Х-Мерлин пишет: японцы... Кашима и сотоварищи Да, я ориентировался по времени ввода в строй. По времени закладки - уже относятся к первому поколению перддредноутов со "вторым ГК". Тем не менее в защиту чилийцев - решив построить корабли с ограничнной задачей (бой против гарибальдийцев) они грамотно выдали ТТЗ и могли получить то, что надо. Возник такой вопрос - возможный ТВД между Аргентиной и Чили явно не самый спокойный. В смысле состояния моря. Тем не менее аргентинцы активно заказывали гарибальдийцев. Чилийцы, поначалу построив Пратт во Франции (то есть мореходный корабль с башенной артиллерией), затем построили Эсмеральду-2 (хотя бы с артиллерией на ВП), потом ОХиггинс (уже с казематами на средней палубе), и, наконец, заказали батарейные Трайомф и Свифтшур. Аргентинцы так же заказали третью пару гарибальдийцев. То есть, уже имея опыт эскплуатации кораблей с артиллерией на средней палубе в бурных отечественных водах, обе страны не стали от таких кораблей отказываться. Что это - признак "незрелости" военно-морских школ, или же указание на то, что заливаемость батареи не так страшна, как считается? З.Ы. Кстати, эскизы Сфитшура и Трайомфа никто не видел? Судя по ТТЗ (4 10", 10 7,5") - это мог быть увеличенный ОХиггинс...
Sha-Yulin пишет: Ну так споры по тому, чем эффектнее долбать врага, тогда были в самом разгаре. А так для чего Иошино скос палубы в 114-мм за угольными ямами? Не против же крейсеров. Неужели против броненосцев??? Протв крейсеров конечно, с орудиями до 240мм включительно или увеличенных кан. лодок, которыми по существу являются китайские крейсера. Не хотите же вы сказать, что Терибл или Диадемы предназначались для боя с броненосцами. Sha-Yulin пишет: И мы наблюдаем уменьшеную и бронированную Мацушиму. Или она то же - эльзвик? Насчет уменьшенной Мацушимы не получается, а броня появилась как раз как бонус за отказ от тяжелого орудия. По проекту этот зверек сильно бронепалубный. Борис, а приведенной фоткой одного из Мерсеев с хорошим разрешением не поделитесь, а то такой у меня нема.
Женчура пишет, что первоначальное вооружение Акицусимы 1-320 и 12-120. Этот крейсер так действительно был вооружён, или это проект?
ОЛег пишет: Женчура пишет, что первоначальное вооружение Акицусимы 1-320 и 12-120. Этот крейсер так действительно был вооружён, или это проект? Возможно проект и был, вот меня только на этот счет берут большие сомнения. Что послужило прототипом видно невооруженным взглядом, японцы тогда как и амеры просто копировали наиболее понравившиеся образцы. А прототип был вооружен только скорострелками. Хотя нужно видеть что там японцы реально напроектировали.
Кортинко в тему: И вопрос, что посоветуете почитать по эльсвикским крейсерам? Особенно интересно выложенное в интернете и обильно иллюстрированное.
realwast пишет: Да, я ориентировался по времени ввода в строй. По времени закладки - уже относятся к первому поколению перддредноутов со "вторым ГК". Ну, по времени ввода в строй с англами никто не сравнится. А по времени закладки можно добавить еще Андрея и Павла. И получаем, в общем, известный факт: стремление увеличить СК (прямо или введением промежуточного калибра) проявилось практически одновременно у всех ведущих морских держав. Чили здесь не участвовала. Идею Свифтшуров подарили англы.
Ostgott пишет: вопрос, что посоветуете почитать по эльсвикским крейсерам? Особенно интересно выложенное в интернете и обильно иллюстрированное Воршип фо экспорт (как раз про корабли построенные фирмой в Эльзвике). Где-то в инете выложена, где точно не знаю, то ли на бронарме то ли на авиабазе.
Алекс пишет: Борис, а приведенной фоткой одного из Мерсеев с хорошим разрешением не поделитесь, а то такой у меня нема. К сожалению нет у меня в хорошем разрешении. Алекс пишет: Протв крейсеров конечно, с орудиями до 240мм включительно или увеличенных кан. лодок, которыми по существу являются китайские крейсера. Не хотите же вы сказать, что Терибл или Диадемы предназначались для боя с броненосцами. Не вижу смысла дальше спорить. Мы просто разный смысл вкладываем в понятие "эльзвикский крейсер".
Алекс пишет: Воршип фо экспорт Так там в основном ТТХ, а тут наверно просят "лирику", откуда у проектов ноги растут.