"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

II-ая эскадра Тихого океана Вокруг Японии или военная хитрость.
Во время РЯП многие командиры использовали разные способы чтобы обмануть врага, ввести в заблуждение. Например ген.Кондратенко маскировал переброску пушек под обозы с сеном. Наши корабли под коммерческим флагом, с пушками в трюмах, прошли Босфор. Японцы под Порт-Артуром водили ночью плоты с фонарями и т.д.(буду рад кто дополнит) Рожественский которому сбить с толку японцев надо как воздух ничего не предренимает? А ведь мог сделать вот что : Формируется отряд под командованием хотя бы Энквиста(Алмаз) , транспорты- Камчатка, Иртыш, Корея, Анадырь + Ольдгамия. буксир-Свирь, госп- Орел, Кострома. Крейсера 2р -Алмаз, Кубань, Терек, Рион, Днепр, Урал. Миноносец- Бедовый. (Может быть сюда включить часть транспортов, годных технически, ушедших в Шанхай). Суда выкрасить по цвету боевых, с добавлением фальшивых труб, контуров надстроек, макетов башень. Эмитируют поход боевой эскадры вокруг Японии , более 15 судов по существу напоминают 2 ТОЭ (о присоединении третей Того точно не знал). Идя 9 уз. ходом Алмаз и Бедовый , не подпускают близко купцов, досматривают их, высаживая на борт для досмотра сводную призовую партию с ленточками на бескозырках -Суворов, Бородино и т.д. Урал подогревает эфир переговорами с Суворовым о курсе, о кораблях. Того начинает получать информацию и выдвигается на север, по мере поступления новых сведений (купцов обмануть можно) все дальше. Тем временем Рожественский с боевыми кораблями (Русь обращен в спасательное судно) идет на прорыв Корейским проливом, имея ход 13-14 узлов. Конечно боевую эскадру рано или позно все равно обнаружили, но вопрос КОГДА? и что бы делал Того когда ему доложили о еще одной эскадре? Бросить поиски первой, развернуться от Курилл назад(а хватит ли угля) . Послать разведку (время), она вся рыскает от Сангарского до Лаперузова . Разделить эскадру ( вдруг в корейском это Небогатов) ? Даже приняв правельное решение Того измотан форсироваными режимами, на исходе уголь, - Рожественский миновав Цусиму приближается к русским берегам не отягощенный баластом транспортов. Конечно хорошо-бы ЗПР знать момент наивысшего напряжения, но ведь для этого у него целых два штаба специалистов, мощный телеграф на Урале, а во вторых даже если-бы и рискнул по расчету то ХУЖЕ-БЫ НЕ ВЫШЛО.

Ответов - 869, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Алекс пишет: цитата совершенно не верим официальному рапорту Рожественского, который писал не на деревню дедушке или дорогому читателю, а своему прямому начальнику, который при желании мог проверить любую цифру. - как могли проверить ЗПР?
Алекс пишет: цитатаGrosse пишет: Чтож, 2000 тонн - это по данным нелюбимого Вами Костенко. Если есть другая информация - рад буду ознакомиться. Если мне память не изменяет то это было сказано про "Бородино" в следующем контексте, еще 15 апреля на "Бородино" было 2025т угля, большую часть которого не успели истратить до подхода к Цусимскому проливу Сказано это было не только про Бородино. Что бы больше не было недоразумений - приведу цитату полностью: "1 мая. Наша эскадра... начала сниматься с якоря... Накануне ухода от берегов Аннама Рожественский, вследствии неспокойной погоды и волнения в открытом море, вышел ночью с 1-м и 2-м броненосными отрядами в бухту Ван Фонг, где и догрузил с транспортов запас угля до назначенной нормы в 2 тысячи тонн, а утром снова вышел в море. " Алекс пишет: цитата В закрытых бухтах именно так, но у нас то открытый рейд (во всяком случае с 4 сторон. Кстати там есть еще одна маленькая неприятность. Глубина Структура и взаимноое расположение 2-х западных островов группы Бабуян поразительно напоминают другую пару - Ребун и Рисире. И Вы же сами неоднократно называли это место прекрасной якорной стоянкой, а то даже и базой... Немного двухстандартная позиция - неправда ли? Чтобы в дальнейшем ее избежать, давайте договоримся, что и тут и там условия стоянки далеко не прекрасны. Но стоять все же можно. И тут и там рейд открыт не с 4 сторон, а только с 2-х. И это дает некоторую защиту. Насколько этого было достаточно - можно судить из опыта все той же второй ТОЭ. Посмотрите на условия погрузки угля в Агра-Пекене. Рейд также был открыт для волнения. Тем не менее, именно в этом месте эскадра приняла запасы для 2700 мильного перехода. Продолжение следует.
Алекс пишет: цитатаи совершенно не верим официальному рапорту Рожественского, который писал не на деревню дедушке или дорогому читателю, а своему прямому начальнику, который при желании мог проверить любую цифру. Тем более что он сам рапорты не писал , все бумаги готовил Штаб на основании рапортов непосредственно людей отвечающих за ту или иную часть . С уважением , В.
Алекс пишет: цитатаУважаемые господа, простите мою серость, но почему вы все утверждаете, что емкость угольных ям ЭБР типа "Бородино" 1350т. Лично я использовал это в дискуссии, как максимальную цифру. Вроде, еще на 150 т меньше. Неважно: догрузить еще почти столько же угля, сколько всего в ямы входит - это нечто! И пользоваться им трудно, и корабль должен быть в печальном состоянии. Уголь, конечно, в тяжелом положении на палубу брали все. Но вот немцам - легким кр-рам Шпее - пришлось его сбрасывать за борт при обходе мыса Горн. Правда, в очень плохую погоду. Итог, однако, известен: пришлось догружаться с "Драммира" и поспеть как раз к раздаче 12-дюймовых... grosse пишет: цитатаПосмотрите на условия погрузки угля в Агра-Пекене. Рейд также был открыт для волнения. Тем не менее, именно в этом месте эскадра приняла запасы для 2700 мильного перехода. А вроде никто и не возражает, что на о-вах Бабуян принять уголь можно. Возможные неприятности: 1) возможное (впоследствии) осложнение отношений с США (когда узнают). 2) Хорошая информация для японцев: точное место и время нахождения. 3) зависимость времени погрузки от погоды. Ни один из факторов вроде критическим не является. Так что, можно "путешествовать" дальше.
NMD пишет: Ну комерческие пароходы имели отработанную схему погрузки угля и других грузов на ходу , за счёт определённого крепления тросами волна разводила корабли и не давала навалится друг на друга , не знаю как в РЯв. И в РЯ в принципе могли, но для этого нужна немного другая конфигурация борта чем у "Бородино", да и пушки должны не торчать как иголки у ежа во все стороны. К тому же точно известно, что в Камране уголь на транспорты с угольщиков перегружали силами экипажей боевых кораблей долго и нудно. Так что с оборудованием для передачи грузов в море в русском флоте были очень конкретные проблемы. Не от хорошей же жизни все погрузки в океане, даже в штиль осуществлялись барказами и паровыми катерами, которые буксировали боты и баржи. NMD пишет: Правда неизвестно, были ли транспорты (мало что немецкие, а хотя бы и наши) оборудованы этой системой. Транспорты подобной системой не оборудовались, да и корабли 2-эскадры тоже. Видел сведения о том, что ее собирались поставить, но признали несовершенной и очень тяжелой, а посему заменили разборными баржами и ботами. Для Grosse: Угольные погрузки: В Виго: (с 2 часов ночи 14.10.04 до 10 часов 15.10.04) С- 41,4т/ч (19 часов) А-45т/ч (20ч) Б-45т/ч (20ч) О-42,6т/ч (20ч) Танжер (с 18 часов 21.10 до 2 часов ночм 22.10) С-58,7т/ч (6,3ч) А-54,3т/ч (6,2ч) Б-34,9 (7,3ч) О-42,7 (7,5ч) Дакар (с 11 часов 30.10.04 до утра 1.11.04 после этого 2 дня на отдых) С-58,9 (29,37ч) А-60,9 (29,3ч) Б-43,7 (40ч) О-41 (39,5ч) Габун (с 6 часов утра 14.11.04 до ночи 17.11.04) С-34,8 (35,5ч) А-58,7 (21,3ч) Б-44,7 (40ч) О-42,4 (32,9ч) G-F-bay (с 15 часов 23.11.04 до 14 24.11.04) С-57,5 (11ч) А-67,3 (8ч) Б-64 (9,5ч) О-40 (14ч) Angra Pequena (с 5 утра 1.12.04 до утра 3.12.04) С-24 (22,7ч) А-65 (8,7ч) Б-20 (26ч) О-42,4 (20,2ч) у острова S-te Marie (c 12 часов 16.12.04 до утра 20.12.04) С-26,2 (64ч) А-48,2 (34,2ч) Б-30 (58ч) О-16 (72,2ч) Носи-бе (с 28.12.04 по 5.01.04) С-38,8 (21,3ч) А-49 (13,5ч) Б-34,9 (13,7ч) О-25,3 (25,5ч) Урал 28,2 (143,3ч) После названия корабля дана скорость погрузки в тоннах в час в скобочках указано непосредственно время погрузки. Сами понимаете, что это чистое время пока грузики. Ни один человек в жарком климате таскать тежеленные мешки по 20 часов в сутки не может, так что необходимо время на еду сон и т.д.
Борис, Х-Мерлин пишет: - как могли проверить ЗПР? Да очень просто, вызывает к себе А.М. главного кораблестроителя Скворцова, и говорит что ж ты (далее перечисление всех достоинств) спроектировал корабль, который от порта до порта дойти не может. А тот в ответ врет ЗПР полный запас не 1050, а 1350т. Вот сколько погрузили реально действительно проверить нельзя, а объем помещений. рассчитан на определенное количество угля.
Алекс пишет: цитатаА тот в ответ врет ЗПР полный запас не 1050, а 1350т. - а ЗПР им циркуляр тычёт - в следствии строительной перегрузки ЗПР запретили принимать груз выше ватерлинии - за сим и недогружаю ... правда господа офицера иногда приписками занимались ...
BRZ пишет: Перед тем, как судить человека - врет он или нет, надо просто разобраться с исходными данными, и попытаться понять, что он имел в виду. Уважаемые господа, если уж на то пошло, то через Сангарский пролив это через Японию, но никак ни вокруг. К тому же это пократчайшему расстоянию чуть не под берегом островов и смысл от такого похода. И если нетрудно, ответте на вопрос на каком основании Костенко решил, что изначально эскадра должна была идти через Суэцкий канал. А потом сравним это с приказом на эту тему. Как тот же Костенко оценил повреждения "Орла". по его же словам обойдя весь корабль.
для сведения - Сангарский пролив, отделяющий Хоккайдо (низ фото) от Хонсю (верх фото). Март 2005 г: Заметьте: 1) день солнечный 2) видимость прекрасная Кто-то ещё хочет в ночь всей эскадрой ломанутся?..
Grosse пишет: Немного двухстандартная позиция - неправда ли? Чтобы в дальнейшем ее избежать, давайте договоримся, что и тут и там условия стоянки далеко не прекрасны. Но стоять все же можно. Алексей, ну опять вы за свое, в конце концов посмотрите на карту. Остров Рисири до сих пор называется так же. Эти два островка прикрывают стоянку с западной стороны, а Хокайдо с востока и севера. Но самое главное там можно стоять на якоре, глубина везде не превосходит 200м. Возвращаю вам цитатку из Мейдзи. "в виду сильного NW ветра и течения плавание было небезопасно и потому крейсер временно зашел на якорную стоянку Ониваки на острове Рисири.
vov пишет: цитатаВозможные неприятности: 1) возможное (впоследствии) осложнение отношений с США (когда узнают). 2) Хорошая информация для японцев: точное место и время нахождения. Эти два пункта я бы обьединил одним вопросом - а собственно насколько обитаемы и соответственно посещаемы в то время были эти острова? И был ли там телеграф? Если нет - то эти пункты снимаются по понятным причинам. Если есть - то: 1) ни к какому осложнению отношений это бы не привело. Американцы просто вынуждены были бы из-за соображений сохранения нейтралитета просить русских оставить их тер.воды. Каких то оснований для каких то обид здесь нет и быть не может. Как не обиделись на русских испанцы, немцы, португальцы и французы... 2) к островам Бабуян эскадра подошла 6 мая. Если бы стали здесь грузить уголь, то это ВОЗМОЖНО БЫ стало хорошей информацией для японцев. Но в этот день в реале эскадра остановила, осмотрела и отпустила норвежский пароход "Оскар 2". И это РЕАЛЬНО стало хорошей информацией для японцев, уже независимо от того - грузила ли бы здесь эскадра уголь, или нет... vov пишет: цитата3) зависимость времени погрузки от погоды. От фактора погоды конечно не укрыться. Но в реале погода в это время в этом месте была тишайшая. 5 мая было настолько тихо, что грузили уголь в открытом море баркасами. 6 мая было настолько тихо, что Ливония снайтовилась бортами с Олгдгамией, и передавала ей уголь на ходу. Перегрузила по моему тонн 300... vov пишет: цитатаНи один из факторов вроде критическим не является. Так что, можно "путешествовать" дальше. А вот с эти я полностью и уже давно согласен. И не совсем понимаю задержку и топтание на месте. Погрузить на эскадру уголь для 2400 мильного перехода - это вполне рядовая, и ставшая уже обыденной процедура. Сколько не пытайся доказать обратное... Давайте путешествовать дальше. С уважением, Алексей.
grosse пишет: цитатаНо в реале погода в это время в этом месте была тишайшая. 5 мая было настолько тихо, что грузили уголь в открытом море баркасами. 6 мая было настолько тихо Сорри. ИМХО сие есть недопустимый прием для альтернативы: использование реальной погоды на то или иное число. Другое дело, если по статистике там столько-то тихих дней в мае. Кстати, это можно посмотреть. grosse пишет: цитатаНо в этот день в реале эскадра остановила, осмотрела и отпустила норвежский пароход "Оскар 2". И это РЕАЛЬНО стало хорошей информацией для японцев, уже независимо от того - грузила ли бы здесь эскадра уголь, или нет... Аналогично. Существует некая вероятность того или иного события. grosse пишет: цитатаПогрузить на эскадру уголь для 2400 мильного перехода - это вполне рядовая, и ставшая уже обыденной процедура. Все же не сильно рядовая и обыденная. Обычно все-таки догружали. Но вообще существенных возражений вроде бы уже нет ни у кого. Но и срок - дня 4, все же В СРЕДНЕМ - не менее. grosse пишет: цитатаобитаемы и соответственно посещаемы в то время были эти острова? И был ли там телеграф? Вопрос интересный. Обитаемые - наверняка. Был ли кабель? Вряд ли. Могу посмотреть по справочнику ВКАМ. Хотя не уверен, что там ВСЕ телеграфные станции. Тем не менее, связь была. Какой-нибудь мелкий пароходик наверняка ходил раз-два в неделю. Так что, факт был бы установлен, пусть не сразу. grosse пишет: цитатаКак не обиделись на русских испанцы, немцы, португальцы и французы... Все же они реагировали по-разному. И по-разному приходилось реагировать нашим командующим. Штатники к своему нейтралитету всегда относились немного по-особенному. Рассматривая его скорее как очень строгий суверениет. Опять же, риск невелик, так это представляется сейчас. Но, как минимум, это открывает аналогичные возможности для японцев.
Борис, Х-Мерлин пишет: в следствии строительной перегрузки ЗПР запретили принимать груз выше ватерлинии - за сим и недогружаю. Борис, я же не зря задавал Grosse вопрос насчет запасов угля и где они размещались. Тем более, что тот же Грибовский выдав цифры, далее в повествовании (где поход описывается) чудно пользуется цифрами ЗПР. У меня складывается такое ощущение, что народу все же стоит почитать приказ по эскадре о размещение сверх нормативного угля на ЭБР типа "Бородино". Кстати неплохо бы было как нибудь обсудить сей славный проект броненосцев чисто технически. Пусть кажды выскажет какие слабые и сильные стороны на его взгляд имели эти кепитал шипы. С уважением Алексанр.
grosse пишет: Давайте путешествовать дальше. Да я тоже не против погрузки угля. Я же не утверждаю, что она не реальна. Давайте определимся со временем сколько будем грузить и сколько угля примут броненосцы береговой обороны и миноносцы. И смело можем двигать дальше. Собственно говоря сейчас загвоздка со сроками погрузки. Итак 6 числа прибыли, до седьмого обследовали местность к вечеру можем приступать к погрузке. Скажите сколько по времени займет отбункировать всю эскадру до нужных цифр и в перед в океан. С уважением Алекс.
Алекс пишет: цитатаКстати неплохо бы было как нибудь обсудить сей славный проект броненосцев чисто технически. Пусть кажды выскажет какие слабые и сильные стороны на его взгляд имели эти кепитал шипы. С уважением Алексанр. - да. начните новый топик в - История кораблестроения и вооружений>>> http://tsushima.fastbb.ru/index.pl?0-6 ... хоть и не впервый раз, но вы внесёте свежую мысль в старую тему ...
grosse пишет: цитатаПогрузить на эскадру уголь для 2400 мильного перехода - это вполне рядовая, и ставшая уже обыденной процедура. Сколько не пытайся доказать обратное... Дальше будут доказывать, что у русских плохие штурманы и они не смогут пройти другими проливами и т.п. Суть одна - оппоненты убеждены в верности пути ЗПР - даже реальный результат не смущает - будет хуже - куда хуже то? Сделаны почти все глупости: 1) Пошел самым удобным для противника путем - мимо его баз, 2) Вскрыл для противника время прохода отсылкой транспортов в Шанхай 3) Не задерживал нейтралов - что проще - пусть потом жалуются - оплатим время. 4) Сунулся в бой с транспортами в строю 5) Не разбил корабли на отряды по скорости 6) Не подготовил совместное маневрирование отрядов и разделение целей Что он еще мог сделать для поражения? Больше чем достаточно...
Путь эскадры это далеко не первый и не второй фактор в произшедшем разгроме. Чтобы не было разрома ЗПР должен был в первую очередь позаботиться о должной подготовке эскадры. Изучить варианты маневрирования применявшиеся в прошлых боях РЯВ. Позаботиться о том, чтобы эскадра могла идти со скоростью 12-13 узлов. Выделить быстроходный отряд и т.д. Маршрут это 20й фактор. и повлиять он мог только на степень разгрома, а не на сам факт уничтожения эскадры. причем таким образом он мог повлиять только при невыполнении первых 19. А что касается маршрута, то при должной подготовке ЗПР выгоднее было идти через Цусиму. Ему была поставлена задача уничтожить флот японцев. А это выгоднее было делать сразу, до прорыва. Просто потому, что при прорыве он неизбежно терял корабли. Даже еслибы и дошел он до Владика то почти гарантированно получил бы подрывы на минах, которые японцы не забыли выставить у Владика перед самой цусимой (предусмотрительным был Того, в отличии от ЗПР).
ser56 пишет: цитатаоппоненты убеждены в верности пути ЗПР - даже реальный результат не смущает - будет хуже - куда хуже то? Сделаны почти все глупости: 1) Пошел самым удобным для противника путем - мимо его баз, 2) Вскрыл для противника время прохода отсылкой транспортов в Шанхай 3) Не задерживал нейтралов - что проще - пусть потом жалуются - оплатим время. 4) Сунулся в бой с транспортами в строю 5) Не разбил корабли на отряды по скорости 6) Не подготовил совместное маневрирование отрядов и разделение целей Что он еще мог сделать для поражения? Больше чем достаточно... BRZ пишет: цитатаПуть эскадры это далеко не первый и не второй фактор в произшедшем разгроме. Чтобы не было разрома ЗПР должен был в Это все более или менее верно. Но собственно к операции имет отношение только п.1 и маловажный п.2. Остальное чистая тактика. Вот и надо сравнивать кругояпонский путь только по параметру 1. Т.е., как риск похода через Ц.пр. соотносится с рисками похода сев.проливами. Собственно, это тот системный подход, к которому взываю... BRZ пишет: цитатаА что касается маршрута, то при должной подготовке ЗПР выгоднее было идти через Цусиму. Ему была поставлена задача уничтожить флот японцев. А это выгоднее было делать сразу, до прорыва. Просто потому, что при прорыве он неизбежно терял корабли. Даже еслибы и дошел он до Владика то почти гарантированно получил бы подрывы на минах, которые японцы не забыли выставить у Владика перед самой цусимой (предусмотрительным был Того, в отличии от ЗПР). Именно это и имелось в виду, когда предлагалось определить ЗАДАЧИ. Видите, нельзя проводить анализ без цели. Получается, что каждый говорит о своем...
vov пишет: цитатаСорри. ИМХО сие есть недопустимый прием для альтернативы: использование реальной погоды на то или иное число. Прошу прощения, но здесь не ветка альтернативы. Мы обсуждаем реальные возможности реальной эскадры пройти тем или иным маршрутом. Что толку биться над вопросом - что было бы если бы 6 мая на острова Бабуян налетел тайфун? Зачем все это? Ведь мы знаем, что в реале в этом месте и в это время был штиль... В другой реальности может и все было бы по другому, но мы другую реальность не обсуждаем. Алекс пишет: цитатаДавайте определимся со временем сколько будем грузить На это уже ответил vov - в среднем дня 4. Наверное с учетом всех накладок и заморочек, эта цифра может и набежать, хотя думается, что можно было бы управиться и побыстрее... Алекс пишет: цитатасколько угля примут броненосцы береговой обороны и миноносцы На эту тему уже писалось много раз - ББО догрузятся до 600 тонн, миноносцы примут столько, сколько примут - их все равно вести на буксирах. Алекс пишет: цитатаИтак 6 числа прибыли, до седьмого обследовали местность к вечеру можем приступать к погрузке. 6 мая прибыли в реале. С учетом того, что 5 мая полдня грузились углем. Т.е. одно из 2-х - или пришли бы пораньше, или пришли бы подгруженными. По логике вещей - скорее всего пришли бы пораньше. Вероятно 5 мая к вечеру. Далее - мы с Вами договорились, что на обследование местности уйдет полдня. Итого, даже если к обследованию приступили бы 6-го с утра, то уже с обеда можно начинать грузить. 10-11 мая двинули бы дальше... С уважением, Алексей.
Теперь все же поговорим о японских "базах" севернее Хакодате. Алекс пишет: цитатаАлексей, ну опять вы за свое, в конце концов посмотрите на карту. Остров Рисири до сих пор называется так же. Эти два островка прикрывают стоянку с западной стороны, а Хокайдо с востока и севера. Александр, давайте раз и навсегда разберемся с этой пресловутой базой. Всякий раз, когда я пытаюсь ее обсудить - Вы уходите от ответа, чтобы чуть позже вернуться к этой теме как ни в чем не бывало. Итак, давайте вместе посмотрим на карту. В очередной раз сообщаю, что самая крупная карта этого района (из имеющихся в моем распоряжении) приведена у Крестьянинова в его "Цус. сраж." Эта же карта в несколько меньшем виде приведена и в Вашей статье. Остров Рисире сейчас называется именно так. Но на этой карте он обозван о.Осидомари. Остров Ребун на всех картах называется одинаково. Рисире рсположен к западу от Хоккайдо на расстоянии 10 миль. Ребун расположен на северо-западе от Рисире на расстоянии 5 миль. От Ребуна до Хоккайдо расстояние никак не меньше 24 миль. Где же здесь "прекрасная якорная стоянка"? Если - как следует из Ваших намеков - стоянка к северу от Рисире, и между Ребун и Хоккайдо, то эта 24-х мильная "бухта" по своим гигантским размерам превосходит даже таковую, образованную островами Бабуян. И Хоккайдо не защищает ее с севера, только с востока. Возможно стоянка была между Ребун и Рисире. Это более правдоподобно. Условия стоянки здесь примерно такие, как между 2-мя западными островами Бабуян. Так или иначе, но Вы должны признать, что в этом районе и речи нет о закрытой бухте. И соответственно назвать это место прекрасной якорной стоянкой можно только с очень-очень большой натяжкой. Назвать же это место "базой" - уже как то язык совсем не поворачивается... Кстати, Вы так и не сообщили мне - в каком месте Мейдзи сообщается о телеграфном сообщении этой стоянки с метрополией. Хотелось бы внести ясность и в этот вопрос... Алекс пишет: цитатаВозвращаю вам цитатку из Мейдзи. "в виду сильного NW ветра и течения плавание было небезопасно и потому крейсер временно зашел на якорную стоянку Ониваки на острове Рисири. Спасибо за цитатку. Речь идет об Асаме. Обратите еще раз на это "временно зашел..." Как это не согласуется с пассажем из Вашей статьи "...броненосные крейсера спокойно отстаивались на прекрасной якорной стоянке в Ониваки (остров Рисире), оборудованной телеграфным сообщением с метрополией, лишь иногда выходя на перехват пароходов". P.S. Еще раз выражаю надежду, что уж теперь то тема с этой стоянкой не будет заболтана, и что мы попробуем совместно разобраться и внести полную ясность в этот вопрос... С уважением, Алексей.
Борис, Х-Мерлин пишет: цитатадля сведения - Сангарский пролив, отделяющий Хоккайдо (низ фото) от Хонсю (верх фото). Март 2005 г: Где фото? Я что-то не вижу. vov пишет: цитатаВопрос 1. Какая именно цель стояла перед 2ТОЭ после падения ПА? 1) дойти до Владивостока в максимальном количестве и играть роль "флит ин биинг" и некоей карты при заключении мира. 2) дойти до Вл, попытавшись побороться за господство на море. 3) дойти до Вл и потом пытаться бороться за господство на море. Увы. Насколько это явствует из Семенова, Цель у ЗПР 4) дойти до Вл частью эскадры. Т.е. борьбы за господство в море уже не будет.
invisible пишет: цитатаГде фото? Я что-то не вижу. - http://rjw.iatp.org.ua/images/sugaru.jpg
Борис, Х-Мерлин пишет: цитатаhttp://rjw.iatp.org.ua/images/sugaru.jpg Ну и чо страшного? Нормально. Рыбачки наши часто Сангар предпочитают, чтобы пройти в охотское море. Туманов меньше.
grosse пишет: цитатаЗачем все это? Ведь мы знаем, что в реале в этом месте и в это время был штиль... В другой реальности может и все было бы по другому, но мы другую реальность не обсуждаем. Вот здесь я не согласен. Это - "после-знание", как, к примеру, исход Цусимского боя. А мы пытаемся "прокачать" операцию. Что-то типа планирования. grosse пишет: цитатаНа это уже ответил vov - в среднем дня 4. Честно говоря, я это выдвинул только для того, чтобы покончить с вопросом (на мой взгляд, достаточно непринципиальным). Однако можно разобрать это момент поподробнее, поскольку он представляет определенный интерес с точки зрения техники и в некотром роде, тактики. 4 суток, на мой взгляд, этот средний минимум миниморум. Глобальный "средний" минимум. Это означает, что отсутствуют какие-либо возмущающие факторы. Чистое суммирование времени. Теперь сами цифры. Вот, как на мой взгляд, это стОит посчитать: 1) время погрузки. В человеческих силах что-то типа цикла: 6-часовой аврал с таким же последующим отдыхом. А по окончании всего цикла - отдых в течение хотя бы суток. 2) скорость погрузки. Можно взять среднее за время похода для соответствующих кораблей (можно усреднить по типам). Но обязательно учесть, что это не есть погрузка с угольщиков, а по сути перегрузка с неспециализированных тр-тов. И погрузку баркасами неплохо бы оценить. По-моему, это вообще ОЧЕНЬ медленно. 3) количество погружаемого угля. По документам вроде бы те же Бородино никогда не принимали 2000 т. А ББО - 600 т. Далее, оценить хотя бы качественно, опасность загрузки "под завязку". invisible пишет: цитатаУвы. Насколько это явствует из Семенова, Цель у ЗПР 4) дойти до Вл частью эскадры Тогда лучший вариант - пробираться туда группами или вообще поодиночке. Что-то дойдет. А по логике адептов альтернативных вариантов походов и подходов, "что-то" все равно лучше, чем Алмаз и 3 миноносца. А теперь представьте, что тот же ЗПР выбрал эту тактику: "Всем рассыпаться, огородами - и к Котовскому!". ЧТО бы ему вставили сзади?:-). И сразу становится ясно, что никак не 4. Мне кажется, что реальный выбор из: цитата2) дойти до Вл, попытавшись побороться за господство на море. 3) дойти до Вл и потом пытаться бороться за господство на море. invisible пишет: цитатаНу и чо страшного? Нормально. Рыбачки наши часто Сангар предпочитают Все же не надо путать эпоху спутниковой навигации и начало ХХ века.
Grosse пишет: "1 мая. Наша эскадра... начала сниматься с якоря... Накануне ухода от берегов Аннама Рожественский, вследствии неспокойной погоды и волнения в открытом море, вышел ночью с 1-м и 2-м броненосными отрядами в бухту Ван Фонг, где и догрузил с транспортов запас угля до назначенной нормы в 2 тысячи тонн, а утром снова вышел в море." Вот тут вас Костенко в очередной раз обманул. Цетирую документы: "28 апреля. Отряд броненосцев оставшийся в море, пробовал начать погрузку угля с транспортов, но вследствие начаввшейся сильной зыби погрузку пришлось прекратить. Отряд с наступлением темноты вошел в бухту Ван-фонг и тотчас приступил к погрузке, продолжавшейся всю ночь. 29 апреля. Окончив погрузку, броненосцы с рассветом вышли в море." Чем они занимались 29 и 30 апреля посмотрите сами в таблице у Крестьянинова. " 1 мая в 5 часов утра вся эскадра стала выходить в море и занимать свои места... в 9 часов утра, выстроившись на ходу в походный порядок, эскадра малым ходом легла на NO 42 градуса." Как видно догружались они за два дня до выхода и больше уголь не принимали. На этом основании предлагаю считать запас броненосцев типа "Бородино" при выходе из Камраня в 1800т. (суточный расход во время стоянки в море смотри ниже). Grosse пишет: Далее - мы с Вами договорились, что на обследование местности уйдет полдня. Итого, даже если к обследованию приступили бы 6-го с утра, то уже с обеда можно начинать грузить. 10-11 мая двинули бы дальше... А вот здесь вы совсем не правы. 1. Вы же сами пришли к выводу, что транспортов с углем на всех не хватит. Будем грузиться по очереди. ; дня это первые 7-8 кораблей. Простите а остальные, что на веслах пойдут. Кстати транспортам, которые поведут миноносцы на буксире так же необходимо бункеровка, даже если у них в трюмах есть уголь. Экипаж маленький и самостоятельно переносить его из трюмов в КО, да еще поддерживать ход его не хватит. Так что в эскадре 54 или 57 кораблей и транспортов, поделите на 7-8 угольных параходов. Вспомогательные крейсера откидываем сразу их загрузили в Камране. 2. На якорь встать увы не удается, поскольку глубины не дают, а поэтому корабли вынуждены поддерживать котлы под парами, следовательно отвликается от погрузки значительная часть кочегаров и машинной команды, хотябы двусменку сделать придется. А кроме того расходуется драгоценный уголек. Из книги того же самого, так нелюбимого мной Костенко, у Камраня "Орел" практически стоя на месте тратил по 70т в сутки, а просто стоя на якоре у Мадагаскара 45т. Посчитайте сами сколько сожрет каждый броненосец за время пока будет грузиться оставшаяся часть эскадры. 3.Зря вы погоду трогали, предлогал же пока этого не делать. Ну да ладно сами ввязались. Итак начали погрузку с утра 6 мая. На море штиль так что дела идут контора пишет. Часов на 12 работы сил у народа хватит (температура +30, высокая влажость) Вечером как положено пошел тропический ливень. А дальше мы прекращаем погрузку дня на 3. Цитирую по документам "Ночью 7 мая свежий SO ветер развел крупную волну. 8 мая погода пасмурная, частые шквалы к вечеру гроза и дождь. 9-10-11 мая море спокойное. 12 мая Пасмурно, дождь. Сильные шквалы от SO (7-8 баллов). Так что в лучшем случае загрузили 1-й и 2-ой броненосные отряды и то не полностью. Grosse пишет: Еще раз выражаю надежду, что уж теперь то тема с этой стоянкой не будет заболтана, и что мы попробуем совместно разобраться и внести полную ясность в этот вопрос... Алексей, оставте вы пока эту якорную стоянку в покое. Дойдем до противодействия противника, тогда с ней в плотную и разберемся. Сейчас ходить в ленинку просто лень, а на моей полке точно не все книги мира собраны. После дня флота возьму лоцию тех мест и аккуратненько все вам выложу. Насчет телеграфного сообщения тоже. И поскольку наш спор стал все больше приобретать оттенок верю не верю давайте найдем тритейского судью, а то уже какой-то бред получается. С уважением Александр.
vov пишет: цитатаТогда лучший вариант - пробираться туда группами или вообще поодиночке. Что-то дойдет. А по логике адептов альтернативных вариантов походов и подходов, "что-то" все равно лучше, чем Алмаз и 3 миноносца. А теперь представьте, что тот же ЗПР выбрал эту тактику: "Всем рассыпаться, огородами - и к Котовскому!". ЧТО бы ему вставили сзади?:-). И сразу становится ясно, что никак не 4. Почему же раздробление эскадры - лучший вариант? Лучший вариант - провести эскадру там, где есть меньше вероятность встретить противника. А вы предлагаете сознательно жертвовать каким-то подразделением, отправлять его на убой. В сухопутной армии это в норме вещей, но на флоте отдавать своих на растерзание не принято. Котовский здесь не конает. ЗПР надо было думать не о том, как защитить свою ж_пу, а как сохранить флот, в силу которого он не верил. В 4) действительно не лучший. Но это то что было. Что тут еще сказать? Что иного не было? Не вижу доказательств.
invisible пишет: цитатаЛучший вариант - провести эскадру там, где есть меньше вероятность встретить противника. Вы о теории игр слышали? Составьте табличку и убедитесь в результате.
NMD пишет: цитатаВы о теории игр слышали? Составьте табличку и убедитесь в результате. Именно. Да еще надо учесть, что противник (японцы) вынуждены будут применить невыгодную в данном случае стратегию: держаться эскадрой. Т.е., спустя некоторое время уйти грузиться углем. Так что проход группами/одиночками - это не вполне ерничество. Раз стоит задача: хоть что-то провести во В-сток. Конечно, я совершенно не настаиваю на таком варианте действий. Просто пытаюсь показать, что "выгодность" в чистом виде не является достаточным критерием.
vov пишет: цитатастоит задача: хоть что-то провести во В-сток. задача стоит или все или ничего
vov пишет: цитата) время погрузки. В человеческих силах что-то типа цикла: 6-часовой аврал с таким же последующим отдыхом. А по окончании всего цикла - отдых в течение хотя бы суток. Вопрос нуждается в дополнительном прояснении. Но "6-часовой аврал с таким же последующим отдыхом" был настолько минимумом, что не применялся эскадрой ни разу. Мне представляется, что работали во время угольных погрузок не менее 15 часов в сутки. Однако, судя по всему в Дакаре НЕПРЕРЫВНО грузили от 30 (Александр и Суворов) до 40 часов к ряду (Орел и Бородино). И погрузили за это время от 1620 до 1780 тонн. vov пишет: цитата2) скорость погрузки. Можно взять среднее за время похода для соответствующих кораблей (можно усреднить по типам). Но обязательно учесть, что это не есть погрузка с угольщиков, а по сути перегрузка с неспециализированных тр-тов. И погрузку баркасами неплохо бы оценить. По-моему, это вообще ОЧЕНЬ медленно. Господин Алекс приводил данные по скорости погрузок от Виго до мадагаскарского о-ва С-Мари. Если все суммировать, то в среднем скорость погрузки Бородинцев была 45 тонн в час. В этой связи мне интересно Ваше мнение по поводу следующей цитаты из Костенко:" 30 января. Адмирал издал новые правила премирования за скорость погрузки. Для броненосцев 1-го отряда норма устанавливается в 60 тонн в час. Команда корабля получае 30 коп. за погруженную тонну, если скорость погрузки превзойдет норму. При превышении нормы на 50% премия с тонны повышается до 60 коп." Любопытно, не правда ли. 60 тонн - норма, но можно и 90 тонн грузить. Неужели зловредный Полуэктович опять все выдумал - от начала и до конца? И не было этого приказа? vov пишет: цитата3) количество погружаемого угля. По документам вроде бы те же Бородино никогда не принимали 2000 т. А ББО - 600 т. Опять не до конца выясненный вопрос. По данным Алекса - периодически принимали и 2000, и даже под 2200. По данным Костенко - начиная с африканских переходов, вообще на Бородинцах всегда было больше 2000 т. Рекорд описан в следующей цитате: "25 февраля. Адмирал остался недоволен, что Орел прекратил погрузку, приняв только 2350 тонн, и приказал догрузить еще 150 тонн, что вчера и было выполнено." 2500 тонн ???!!!! Алекс пишет: цитатаЦитирую по документам "Ночью 7 мая свежий SO ветер развел крупную волну. 8 мая погода пасмурная, частые шквалы к вечеру гроза и дождь. 9-10-11 мая море спокойное. Мне это известно. Однако Вы цитируете документы с ДВИЖУЩЕЙСЯ эскадры. Ночью 7 мая эскадра ВОШЛА в район с несколько худшей погодой. Но было это уже у о-ва Батан - миль 150 к северу от Бабуянов. Какая в этот момент погода была у этих островов - неизвестно. Алекс пишет: цитатаАлексей, оставте вы пока эту якорную стоянку в покое. Хорошо, пока оставим. Но надеюсь - только пока. И... все же жаль, что Вы не разобрались в этом ключевом вопросе до того, как написали статью. Может и выводы были бы другими... Алекс пишет: цитатаВы же сами пришли к выводу, что транспортов с углем на всех не хватит. Будем грузиться по очереди. ; дня это первые 7-8 кораблей. Простите а остальные, что на веслах пойдут. 4 дня - конечно это не первые 7-8 кораблей. Даже если на Бородинцы придется грузить до 1000 тонн угля, то при средней скорости погрузки 45 т/ч на это потребуется 22 часа. И уж всяко за 36 часов - к вечеру 7 мая - они погрузку закончат. Остальные корабли в это время будут грузить баркасами. И за 4 дня погрузятся все. Если же на то будет категорический приказ, то погрузятся и быстрее. Но в том то и дело, что вопрос действительно не принципиален (в этом я согласен с vov) - 3 дня будут грузиться, 4 или 5. Если конкретная обстановка потребует - будут грузиться на манер Дакара (и за двое суток погрузятся), если можно будет не торопиться (например - амеры не нажимают), то будут грузиться не спеша, экономя силы. Если возникнут другие форс-мажорные обстоятельства, то погрузка опять таки всего лишь несколько затянется. Важно то, что нет никаких технических проблем, препятствующих эскадре в этих водах принять уголь для 3000 мильного перехода. И пора бы Вам уже с этим согласится. Если согласны, то поплывем дальше. P.S. Однако я завтра ухожу в реальное плавание, вернусь к выходным, тогда и продолжим. С уважением, Алексей.
NMD пишет: цитатаВы о теории игр слышали? Составьте табличку и убедитесь в результате. Вы ее уже составили? Покажите. На каких принципах. На тех, что Того всегда там, где вы захотите? 3 пролива. Вероятность того, что эскадра пройдет одним из них - 0.33. Где будете ждать? И еще табличку в отношении Цусимы. Как можно пройти незамеченным при таком обилии судов флота. И как можно прорваться с учетом такого огромного преимущества противника в скорости. Как можно избежать окружения головы и выдержать курс на Вл?
invisible пишет: цитатаВы ее уже составили? Покажите. Можем вместе составить... Заодно и принципы обговорим.
invisible пишет: цитатаИ еще табличку в отношении Цусимы. Как можно пройти незамеченным при таком обилии судов флота. И как можно прорваться с учетом такого огромного преимущества противника в скорости. Как можно избежать окружения головы и выдержать курс на Вл? Именно! Зачем усложнять очевидное, притягивая за уши математику:)
ser56 пишет: цитатаИменно! Зачем усложнять очевидное, притягивая за уши математику:) Лично я предлагал табличку по вубору пролива. Если вы, господа, хотите оцифрить сам бой -- ваши проблемы.
Grosse пишет: Любопытно, не правда ли. 60 тонн - норма, но можно и 90 тонн грузить. Неужели зловредный Полуэктович опять все выдумал - от начала и до конца? И не было этого приказа? Приказ был, только один ньюанс, это смотря сколько грузить и как. Англичане умудрялись и по 160т в час принимать. Правда когда грузили тонн по 600, да еще с хорошо оборудованных угольщиков. А если вам надо 1000 тонн, с неприспособленного для этого транспорта, да еще барказами это уже совсем другая песня, и все больше как грусная. А насчет 28 февраля не уверен, посмотрю. Grosse пишет: Мне это известно. Однако Вы цитируете документы с ДВИЖУЩЕЙСЯ эскадры. Ночью 7 мая эскадра ВОШЛА в район с несколько худшей погодой. Но было это уже у о-ва Батан - миль 150 к северу от Бабуянов. Алексей, со всем уважением к вам, что у вас за манера постоянно передергивать. Остров Батан находится в 125 милях от Лусона, следовательно от о-вов Бабуян всего милях в 70-80. Во-вторых, вы же сами уверяете, что 5-6 мая погода была превосходная. Но если мне память не изменяет, то эскадра на островах Бабуян тоже к этому времени не была. Так что уж давайте или вообще брать среднестатистическую погоду или конкретную по документам. Grosse пишет: судя по всему в Дакаре НЕПРЕРЫВНО грузили от 30 (Александр и Суворов) до 40 часов к ряду (Орел и Бородино). И погрузили за это время от 1620 до 1780 тонн. Интересно вы сами в 30-градусной жаре без отдыха 2 суток проработаете на тяжелой физической работе, что-то сильно сомневаюсь. К тому же в Дакаре уголь принимали стоя на якоре, в закрытой бухте и у каждого броненосца с каждого борта было отшвартовано по угольщику. Или для вас нет никакой разницы, и вам просто очень хочется управиться за пару дней. Я конечно понимаю, что задавшись определенной целью можно предполагать чего хочется, несчитаясь ни с чем. И вообще после того как вы написали, а если строго приказать...., так и хочется добавить и броненосцы своими силами в сверхдредноуты перестроят и домик хрустальный смостерят, эта дискуссия вообще теряет всякий смысл. С таким же успехом я вам могу сказать, а если строго прикажут, то экипажи к броненосцам приделают крылья и реактивные двигатели и без проблем по воздуху доберуться по владивостока, предворительно потопив все корабли Того предворительно на них пикировав. Самое забавное, что для вас непринципиальны все вопросы, кроме наличия японских баз. Но в таком случае в Цусимском проливе она только одна на острове Цусима, да к тому же совершенно малохольная. Так что чего тогда обсуждать. С уважением Александр. И семь футов Вам под килем на ближайшие 5 дней.
grosse пишет: цитатаМне представляется, что работали во время угольных погрузок не менее 15 часов в сутки. Однако, судя по всему в Дакаре НЕПРЕРЫВНО грузили от 30 (Александр и Суворов) до 40 часов к ряду (Орел и Бородино). И погрузили за это время от 1620 до 1780 тонн. Но ведь после этого отдыхали? Вообще-то предел человеческих возможностей очень растяжим. Если нужно, можно и сильно поднапрячься. Однако этого нельзя делать непрерывно в течение нескольких суток. По скорости погрузки в Дакаре: стоя в порту, по 2 угольщика на бр-ц. Т.е., надо поделить как минимум на 2. grosse пишет: цитатаЕсли все суммировать, то в среднем скорость погрузки Бородинцев была 45 тонн в час. В среднем - да, но надо учитывать условия. Скорее всего, надо брать цифры, соответствующие погрузке в море, может, несколько их увеличить. grosse пишет: цитатаВ этой связи мне интересно Ваше мнение по поводу следующей цитаты из Костенко:" 30 января. Адмирал издал новые правила премирования за скорость погрузки. Для броненосцев 1-го отряда норма устанавливается2 в 60 тонн в час. Команда корабля получае 30 коп. за погруженную тонну, если скорость погрузки превзойдет норму. При превышении нормы на 50% премия с тонны повышается до 60 коп." Любопытно, не правда ли. 60 тонн - норма, но можно и 90 тонн грузить. Неужели зловредный Полуэктович опять все выдумал - от начала и до конца? И не было этого приказа? Был наверняка. В принципе, и 90 т/час - не предел. На маневрах (да и в 1 м.войну) англичане неоднократно достигали 140 т и больше. Однако, судя по этому приказу, для наших кораблей 60 т - близко к пределу. Не говоря уже о том, что по свидетельству того же Костенко, иногда жульничали при погрузках по-черному. grosse пишет: цитата4 дня - конечно это не первые 7-8 кораблей. Даже если на Бородинцы придется грузить до 1000 тонн угля, то при средней скорости погрузки 45 т/ч на это потребуется 22 часа. И уж всяко за 36 часов - к вечеру 7 мая - они погрузку закончат. Остальные корабли в это время будут грузить баркасами. И за 4 дня погрузятся все. Если же на то будет категорический приказ, то погрузятся и быстрее. Что не 7-8 - согласен. А вот насчет баркасов, тут, мне представляется, проблемы. Скорость погрузки должна быть очень небольшой. Места у транспортов для баркасов тоже не слишком много. И вообще, насколько погрузка со шлюпок вообще рентабельна (в смысле времени)?
Вечер добрый , решил дать несколько угольных цитат ( это про "Орёл" ) "... 7 октября мыс Скаген ... Чтобы поднять рвение и скорость команды , таскал сам мешки с углём . Пример всегда помогает . Несмотря на очень неудобную погрузку мы грузали до 47 тон в час . На погрузку угля офицеры у нас разделяются по три человека на 4 часа , а команда то без перерыва, а пришлось погрузить 370 тон . Команда , когда видит , что и сам работаешь , прямо рвёт мешок из рук и бежит как может ... ... 16 октября из Виго ... Ученья идут почти всё время . Жаловаться на усталость не могу , самое тяжелое это погрузка угля , но работа увлекательная , в желании ее организовать для более бытраго приема угля . В последний раз скорость в час была наибольшая 73 тонны , а средняя скорость за всё время 46,2 тонны ... ... 22 октября из Танжера ... ... 21 -го числа ... В 6 часов 30 мин. вечера " Орел " наш начал погрузгу угля с парохода , отшвартовавшегося у борта . Этот раз мешала зыбь; опять грузили все и вся; грузили до двух часов ночи , приняли 324 тонны . ... ... 18 февраля 1905 г. Носси-Бе ... ... Надо принять 1450 тонн, тогда наш запас будет 2450 тонн. Нормальный запас же 1000 тонн, следовательно 1450 тонн на придется распологать , где только можно . Жара стоит прежняя , но каждый день почти идёт дождь не больше часа - это освежает воздух . Наша матросня пользуется дождём , как пресной душью . Благодаря жаре погрузка идёт медленно, но особенно е и не торопят; ... ... 1 апреля 1905 г. бухта Камран ... ... Переход наш в океане был 30 суток; из Носси-Бе мы вышли 3 марта . В океане грузились четыре раза углем баказами и вчера еще раз грузились в Южно Китайском море ... Наш " Орел " принял в океане 1300 тонн . Грузились всей эскадрой разом , такая погрузка всемирный рекорд . Все указывали на это , как на нечто совершенно невозможное . а мы доказали противное ... ... 9 апреля , Южно Китайское море ... В походе в Камран мы отчистили батарею , а на стоянке , памятуя что и для орудий пришел свой черед и в них для нас все , мы засыпали углем все то , что не может помешать их дествию . Таким образом была засыпана наша кают-кампания , буфет и многия каюты , а мы живем в помещении командира, который перебрался в ходовую рубку ..." "... Дл илюстрации общей жизни команды надо сказать, что за все время плавания от Кронштадта до Цусимы команды на берег не увольнялись . Исключение делалось только для больных . Постоянная погрузка угля страшнорвали платье и обувь команды , а потому она походила на каких то оборванцев , а не на нижних чинов . Уже в С.Мери команда всей эскадры была без сапог и с большим трудом в Носси-Бе для части команды были куплены сапоги от французскаго правительства , из складов в Диего-Суарец . " С уважением , В.
Да, сам переход был все-таки, что не говори, действительно героической работой. Хотя до сих пор не понимаю, как можно дополнительно принять еще почти 1500 т - 10% от водоизмещения! Да еще достаточно высоко над ВЛ. Корабль должен стать очень малоостойчивым. Представляется, что погруженное сверх нормы оценивалось весьма приблизительно и с завышением. Хотя, может, я ошибаюсь. Тогда корабли того времени имеют уж слишком большой запас грузоподъемности... К чему бы это? Ясно одно, средняя скорость действительно около 45 т/час. Во всяком случае, для погрузки 300-400 т.
NMD пишет: цитатаМожем вместе составить... Заодно и принципы обговорим. Так набросайте. У вас уже что-то ж в голове сложилось.
Grosse пишет: 25 февраля. Адмирал остался недоволен, что Орел прекратил погрузку, приняв только 2350 тонн, и приказал догрузить еще 150 тонн, что вчера и было выполнено." 2500 тонн ???!!!! Алексей, как это не жаль, но любимый вами Полиэктович вас опять неправильно информировал. 25 февраля 1905г углем догружался уже третьи сутки кряду транспорт "Анадырь", приняв в общей сложности за 3 дня 1470т. Другие корабли не грузились вообще, а тем более вечером, т.к. вечером были эскадренные учения по отражению атак минных катеров. К тому же 26 февраля вся эскадра отмечала Масленицу, о чем пишут практически все участники похода. Почитайте там была большая культурная и спортивная программа, к проведению которых готовились накануне. С уважением Алекс.