"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

I-ая эскадра Тихого океана Приказ ВКВ на бой-это,что продукт обезумевшего от страха?
Когда читаешь приказ ВКВ мурашки ползут по коже. Всегда представлял ВКВ человеком мягким и вдруг такое. Приказ никого не ждать, не спасать уместен в случае когда любое сопротивление безполезно. Вданной ситуации когда бой прогнозировался рядом П-А,терять б.ед. из-за небольших повреждений просто глупо. ВКВ хотел напугать всех сразу? Чтобы смирились со смертью,как он сам?

Ответов - 204, стр: 1 2 3 4 5 6

Скорее так - это приказ действительно мягкого человека, внезапно вспомнившего, что он ещё и боевой адмирал, а возвращаться в Артур нельзя, спасутся лишь те корабли, которые вырвутся из Артура. Обезумевшего - нет, оказавшегося в безвыходной с его точки зрения ситуации - несомненно. "Я должен с 14 узловым флотом разбить сильнейший 18 узловый флот с огромным количеством минных судов"(с)
Comte Дополнение, Миш. Он отдавал себе отчёт что наши начальнички могут отколоть под предлогом помощи отставшим.
NMD пишет: Он отдавал себе отчёт что наши начальнички могут отколоть под предлогом помощи отставшим. Заметно некоторое изменение в Вашей позиции. Т.е. адмиралы у нас все поголовно были хорошие, а "начальнички" - плохие? И отколоть могут всякое... И кто же тогда эти "начальнички"? Очевидно что не адмиралы?
grosse пишет: И кто же тогда эти "начальнички"? Очевидно что не адмиралы? И адмиралы тоже... Не все начальники, но большинство. Дай им свободу -- разбредутся кто-куда, а желательно обратно в "артурскую лужу". Это инь. Дай им чёткие и недвусмысленные инструкции -- будут рвать жопу и выполнят. Это янь. Витгефт сам из таких был, потому и знал что пишет.
pppp пишет: Приказ никого не ждать, не спасать уместен в случае когда любое сопротивление безполезно Наполеон ,помнится, перед Аустерлицем приказывал подобное: "....под предлогом увода раненых линию не покидать...." так что не похоже что для ситуации когда все бесполезно. Аустерлиц и Шантунг как то разно закончились для издавших подобные указания.
Не всем дано быть Наполеонами
особенно если и маршалов при тебе нет.
Приказ Наполеона -борьба с дезертирами и на ход боев.действ. прямого действия не оказывал. Приказ ВКВ вел к полной гибели эскадры, что и доказал ЗПР.
pppp пишет: Приказ ВКВ вел к полной гибели эскадры, что и доказал ЗПР. Приказы по поводу дезертиров с обоих эскадр и французов для единой цели - до последнего сохранять силу линии для выполнения поставленной цели - в случае эскадр - прорыв в Владивосток. Насколько поставленная цель была целесообразна и возможности ее достижения - другой вопрос.
pppp пишет: Приказ Наполеона -борьба с дезертирами и на ход боев.действ. прямого действия не оказывал. Приказ ВКВ вел к полной гибели эскадры, что и доказал ЗПР. Чушь. У ВКВ был приказ прорваться любыми средствами, а у ЗПР - овладеть морем. Если Витгефту кого-то ждать и спасать, тогда никакого прорыва не будет, особенно если учесть жуткий напряг с углем. А бой он провел хорошо.
pppp пишет: Вданной ситуации когда бой прогнозировался рядом П-А,терять б.ед. из-за небольших повреждений просто глупо. ВКВ хотел напугать всех сразу? Бой не прогнозировался, тем более у ПА. От него надо было уходить, что Витгефт и делал. Вы не вошли в положение, в котором был Витгефт. Прорваться без боя - нереально. Японские разведчики всегда дежурят у ПА. А если бой - у эскадры просто не хватает угля добраться до Владика.
рррр пишет: цитата: "...Приказ никого не ждать, не спасать уместен в случае когда любое сопротивление безполезно..." А по Вашему мнению для чего с эскадрой шла "Монголия"? Вся трагедия ВКВ в том, что он действительно был не на своем месте, в чем сам и сознавался. А категоричность приказа по-моему можно объяснить всеми "фитилями", что приходили от наместника и царя, а обвинять ВКВ в том, что его приказ на бой "это, продукт обезумевшего от страха", нельзя хотя-бы потому, что во время боя "обезумевшие от стаха" предпочтут спрятаться за броню, где был командующий знают все (другой вопрос пошло ли это на пользу).
Это-то и обидно, погиб как герой,командовал в бою как хороший флотоводец, нанес противнику наибольший ущерб, а вот подготовка к обоим выходам оставляла желать лучшего. Нытье в присудствии подчиненных для командира недопустимо. ВКВ как-то непонимал, что боевой дух л.с. вещь великая и он должен всеми силами его поднимать. Непонимал,что все решать нужно самому, такова его доля. Операции нужно планировать,подготавливать и проводить.
Судьбу влечет к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику – Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой – непостижимой стихии. Но иногда – хотя во все эпохи лишь изредка – она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Иногда – и это самые поразительные мгновения в мировой истории – нить судьбы на одну единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества. И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вовлекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу. Мало кому из них дано схватиться за счастливый случай и возвеличить себя вместе с ним. Ибо лишь на миг великое снисходит до ничтожества, и кто упустит этот миг, для того он потерян безвозвратно... (Стефан Цвейг)
Да что вы, мужики! Витгефт - лучший российский флотоводец РЯВ. Потопил 2 японских ЭБР и тактически грамотно провел бой с Того. pppp пишет: Нытье в присудствии подчиненных для командира недопустимо. ВКВ как-то непонимал, что боевой дух л.с. вещь великая и он должен всеми силами его поднимать. Ну какое там нытье? Это был просто способ противостоять хитрожопости Алексеева, подставившего ВКВ и издававшего взаимоисключающие приказы. pppp пишет: Непонимал,что все решать нужно самому, такова его доля. Операции нужно планировать,подготавливать и проводить. Это вы похоже не понимаете. Витгефт как раз и отличался способносями к планированию операций. Он же начальником штаба был.
invisible пишет: Витгефт как раз и отличался способносями к планированию операций Да. Это популярный миф - "Витгефт - плохой флотоводец, но хороший нач. штаб". А если смотреть по реале - вполне даже грамотно руководил сражения и совершенно никак не отметился именно в амплуа нач. штаба...
Krom Kruah пишет: цитата: "...Это популярный миф - "Витгефт - плохой флотоводец, но хороший нач. штаб". А если смотреть по реале - вполне даже грамотно руководил сражения и совершенно никак не отметился именно в амплуа нач. штаба..." По поводу его деятельности на должности нач.штаба есть интересная ссылка у Грибовского в книге "РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ТИХОГО ОКЕАНА, 1898-1905, История создания и гибели". В главе посвященной командованию русского флота приводится следующая характристика автора В.К. Витгефту: "...Временно командующий эскадрой в Порт-Артуре контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт (1847-1904) - воспитанник Морского училища, одноклассник З.П. Рождественского, специалист в областях минного дела и военно-морской администрации. Командовал кораблями с 1885 г., отрядами - никогда, с 1899 г. - начальник Морского отдела штаба Е.И. Алексеева. Являлся автором оперативного плана Тихоокеанского флота накануне войны с Японией. При всех недостатках этого плана, предположения В.К. Витгефта о разделении японских сил полностью оправдались на деле, но ему же, совершенно неожиданно для самого себя, пришлось реализовывать положения плана на практике в сложной обстановке. В конце апреля 1904 г. В.К. Витгефт был фактически поставлен Е.И. Алексеевым в Порт-Артуре во главе флота, но к этому времени он был морально подавлен неудачами, особенно катастрофой 31 марта и не чувствовал себя флотоводцем, способным исправить положение. Избрал стиль руководства в виде совещаний (собраний) флагманов и капитанов, где решение формировалось большинством голосов (для сравнения: С.О. Макаров проводил разборы, давая высказаться каждому, но подводил итоги сам и лично ставил задачи; З.П. Рожественский собирал командиров редко и только для того, чтобы дать указания, или давал последние в письменных приказах или циркулярах). Критически относился к качествам большинства подчиненных, но высказываниями не злоупотреблял, хотя был скуп на награды. Несмотря на достигнутые успехи на море (потопление двух японских броненосцев), В.К. Витгефт считал безнадежной борьбу с японцами на море и ставил судьбу флота в зависимость от судьбы крепости. Явно пренебрег боеготовностью флота, позволив свезти с кораблей много орудий. Дважды выходил с флотом в море, но только по требованию Е.И. Алексеева, при встречах с противником проявил тактическую пассивность, которую искупил геройской гибелью на мостике своего флагманского корабля броненосца «Цесаревич..."
Кстати о Витгефте. Читал тут статью небезизвестного Киличенкова в Военно-Историческом арихиве, он оправдывает пассивность Витгефта тем что тот был ВРИО главкома. Приводятся письма Витгефта - в них он озвучивал свою задачу "Я должен сохранить эскадру до приезда командующего"
Вот ее изложение http://www.kliper2.ru/archives_b/archives_9/publish_9.html
andreyfinn пишет: Дважды выходил с флотом в море, но только по требованию Е.И. Алексеева, при встречах с противником проявил тактическую пассивность, которую искупил геройской гибелью на мостике своего флагманского корабля броненосца «Цесаревич..." Уважаю Грибовского. Владимир Юльевич всегда умеет написать и правдиво, и без глумления. Как про "Варяг" - "Третий японский снаряд попал в верхний носовой мостик русского крейсера, разрушил дальномерную станцию и вывел из строя дальномерщиков, определявший дистанцию мичман А.М. Нирод был убит. Это сорвало пристрелку, и интенсивный огонь из 6" и 75мм. орудий по "Асаме" оказался неэффективным".
andreyfinn пишет: при встречах с противником проявил тактическую пассивность ??? Это с его-то грамотным маневрированием при Шатунге?
Когда Н2 присваивал ВКВ к-адмир. звание надобыло отказываться. Дальше надо было нести свой крест. Невзирая ни на кого.Способностей у него хватало. Алексеев не ограничивал,а даже наоборот подстегивал к решительным действиям, правдо довольно своебразно, подсовывая дэзу. Надо было исходить из логики военных действий. Совещания флагманов были необходимы, но не для обоснования поражения.А для вырабатывания стратегии.Суворовым и Жуковым указания начальства только мешали и они на них в крайних случаях плевали.предерживаясь своей точки зрения.Карьера и жизнь зависела не от начальства как бы всесильно оно не казалось ,а от результата.
ser56 пишет: Это с его-то грамотным маневрированием при Шатунге? Часть очевидцев приписывает отворот "под хвост" обходу минного поля. То есть Того действительно сбили с толку, но неумышленно. Тогда грамотное маневриование, по сути, сводится к выдерживанию кильватера и попыткам использовать весь имеющийся ход.
ser56 пишет: ??? Это с его-то грамотным маневрированием при Шатунге? Приведу мнение следственной комиссии по делу о бое 28 июля: "...Контр-адмирал Витгефт, получая прежде самые подробные указания от Главнокомандующего относительно действий флота, понял, по-видимому, последнее его распоряжение в буквальном смысле - проложить себе путь во Владивосток во что бы то ни стало... ...Перед боем командующий эскадрой, желая не допустить неприятельский броненосный отряд охватить голову своей кильватерной колонны, склонился в сторону неприятеля, при чем изогнул свою линию как раз в тот момент, когда надо было открывать артиллерийский огонь, и позволил неприятелю занять положение к S от эскадры; вследствие этого неприятель усматривался сначала под острым курсовым углом и против солнца. Такое маневрирование нашей эскадры может быть объяснено только настойчивым желанием командующего исполнить буквально понятое приказание - проложить себе путь во Владивосток, избегая боя; если бы командующий эскадрой, по выходе в море, имел в виду прежде всего бой, все равно неизбежный, то, вероятно, маневрировал бы так, чтобы постараться самому занять выгодное положение относительно неприятельского флота и ввести эскадру в бой таким образом, чтобы она сразу могла развить полную силу своего артиллерийского огня. Но для этого необходимо было прежде всего отрешиться от поставленной эскадре неверной цели. Конечно, благодаря преимуществу в ходе неприятельского броненосного отряда, нашей эскадре трудно было занять выгодное положение относительно неприятеля, но при активном маневрировании можно было достигнуть этого хотя бы отчасти. Но к этому не было сделано никаких попыток. Было также ошибкой вводить в бой бронепалубные крейсера в одной линии с броненосцами, так как крейсера эти значительно увеличили длину кильватерной линии, весьма мало ее усилили и были лишены возможности самостоятельно маневрировать большим ходом, вследствие чего неприятельские миноносцы могли беспрепятственно держаться перед нашей эскадрой и, вероятно, именно эти суда бросали плавучие мины, которые эскадра принуждена была два раза обходить. На исходе 5-го часа дня начался второй бой. Контр-адмирал Витгефт не принял совета своего штаба построиться в строй фронта, выгодный для боя, а повернул только на два румба влево, и этим ограничилось все маневрирование нашей эскадры; эскадра по-прежнему продолжала идти во Владивосток и попутно отвечала на огонь противника. Идя почти параллельным курсом с неприятелем, эскадра долго вела упорное артиллерийское состязание; такое положение становилось для наших броненосцев более и более невыгодным, так как все преимущества были на стороне японского флота, а с присоединением к нему броненосного крейсера 1 класса получилось чувствительное превосходство в силе его бортового огня, как крупных орудий, так и артиллерии среднего калибра; кроме того, неприятельский флот лучше стрелял, лучше сосредоточивал огонь, лучше маневрировал, лучше держался в строю, долго занимал выгодное положение относительно солнца и имел преимущество в ходе. Когда неприятель пристрелялся к броненосцу Цесаревич и его снаряды стали часто попадать, стало ясно, что нельзя продолжать бой при таких условиях; но наша эскадра упорно шла все тем же курсом, направляясь во Владивосток, и не было сделано никакой попытки изменить условия боя и выйти из столь невыгодного положения. Преследовалась одна главная цель - идти во Владивосток, и, собственно говоря, эскадра не сражалась, а лишь терпела бой. Дойти таким образом до Владивостока было, конечно, нельзя, и около 6-ти часов вечера головной корабль, броненосец Цесаревич, был выбит из строя. Выход из строя броненосца Цесаревич и сигнал о передаче командования контр-адмиралу князю Ухтомскому произвели на эскадре полное замешательство. Сигнал этот был сделан по сигнальной книжке, так как условного сигнала, требуемого ст. 110 Морского Устава, на эскадре не было установлено. Плохо организованная эскадра распалась при первом толчке и не могла уже больше собраться..."
andreyfinn пишет: Приведу мнение следственной комиссии по делу о бое 28 июля: Крайне спорное мнение, основанное на забавных предпосылках. 1) ЛЮбопытно было бы от комиссиантов:) услышать - каким маневрированием можно занять выгодное положение, если у противника превосходство в ходе. 2) В пеленг - м.б. - но удержали бы корабли пеленг, если и кильватер растянули 3) Обвинять ВКВ в упорстве в бою - это уж точно поиск стрелочника! Похоже это суть заключения!
ser56 пишет: Крайне спорное мнение, основанное на забавных предпосылках. 1) ЛЮбопытно было бы от комиссиантов:) услышать - каким маневрированием можно занять выгодное положение, если у противника превосходство в ходе. 2) В пеленг - м.б. - но удержали бы корабли пеленг, если и кильватер растянули 3) Обвинять ВКВ в упорстве в бою - это уж точно поиск стрелочника! Похоже это суть заключения! Для более полного ознакомления с мнением комиссии рекомендую click here, несказал бы, что из ВКВ там сделали стрелочника, а в отношении маневрирования при превосходстве в скорости интересная мысль о возможном составе эскадры на прорыв.
ser56 пишет: 1) ЛЮбопытно было бы от комиссиантов:) услышать - каким маневрированием можно занять выгодное положение, если у противника превосходство в ходе. 2) В пеленг - м.б. - но удержали бы корабли пеленг, если и кильватер растянули 3) Обвинять ВКВ в упорстве в бою - это уж точно поиск стрелочника! Похоже это суть заключения! Супер! И сер56 ругает ЗПРа:-))))
andreyfinn пишет: Для более полного ознакомления с мнением комиссии рекомендую click here, несказал бы, что из ВКВ там сделали стрелочника, а в отношении маневрирования при превосходстве в скорости интересная мысль о возможном составе эскадры на прорыв. Интересно, что комиссия с одной стороны считает, что нужно было вести в прорыв 4 самых быстроходный корабля, а с другой, что бой был неизбежен. Такое маневрирование нашей эскадры может быть объяснено только настойчивым желанием командующего исполнить буквально понятое приказание - проложить себе путь во Владивосток, избегая боя; если бы командующий эскадрой, по выходе в море, имел в виду прежде всего бой, все равно неизбежный, то, послушался бы идиотского совета.
invisible пишет: Интересно, что комиссия с одной стороны считает, что нужно было вести в прорыв 4 самых быстроходный корабля, а с другой, что бой был неизбежен Уважаемый invisible Вы немного путаете мнения (советы) комиссии о возможности прорыва и описание комиссиею реального боя при Шантунге. Так, в отношении отделения быстроходных кораблей мнение комиссии звучит так: "...Для выполнения такого прорыва следовало бы отделить от эскадры два наиболее тихоходные броненосца - - Севастополь и Полтава, связав судьбу этих броненосцев с судьбою крепости; все остальные суда эскадры: 4 эскадренных броненосца, 1 броненосный и 4 бронепалубных крейсера - развивали около 17-ти узлов хода и, вероятно, могли бы прорваться во Владивосток, избежав решительного боя с неприятелем..." Как видно в "совете" комиссии про выделение скороходов на прорыв нет однозначного указания на неизбежность боя. А приведенная фраза про маневрирование ВКВ относится не к совету про выделение кораблей, а к реальным действиям командующего эскадрой в том составе каком она вышла на прорыв. При максимальной эскадренной скорости 13-14 уз. (при отстающих при этом Полтаве и Севастополе)расчитывать "проскочить" без боя вряд ли возможно. Так, что наверное члены комиссии не идиоты
realswat пишет: Супер! И сер56 ругает ЗПРа:-)))) А реалсват, как всегда, без аргументов:( invisible пишет: послушался бы идиотского совета. Вот - вот бросить 7*305 орудий перед боем... andreyfinn пишет: о возможном составе эскадры на прорыв. Это явное послезнание - полагаю никто из адмиралов не бросил бы 1/3 ЭБР...
Кстати, про переписку Витгефта с вышестоящими штабами в период его командования эскадрой, да и вообще про всех артурских начальников есть интересная работа на системетима - "Высшее командование во флоте в русско-японскую войну (1 период)".
ser56 пишет: ЛЮбопытно было бы от комиссиантов:) услышать - каким маневрированием можно занять выгодное положение, если у противника превосходство в ходе. Поставить "Севастополь" и "Полтаву" в голову колонны, например...
По ИМХО во время 1 выхода на прорыв Витгефт был в такой степени накручен "ценными донесениями про потери японцев" шедшими из Чифу, и реакцией из вышестоящих штабов на свое возвращение в П-А, что в дальнейшем просто покорился судьбе. Вспомните его слова Лощинскому "увидимся на том свете" или хотя бы его последнюю телеграмму наместнику. С учетом того, что он, с подачи наместника, действительно считал своей основной задачей сбережение сил до прибытия нового командующего все последующие распоряжения о прорыве были для него сильным потрясением (ведь он всегда сознавался, что он не флотоводец). В таких условиях от него и неследовало ожидать какой-либо инициативы по разделению эскадры. По ИМХО для дальнейшего обсуждения этого вопроса целесообразно почитать click here, там действительно есть многое, что проясняет как действия ВКВ так и дальнейшие события...
Меня удивляет одно: Как могло случиться ,что ни у кого из стоящих у руля небыло никаких мыслей как выигрывать эту войну? Такое впечатление ,сволочи японцы нам корабли плохие подсунули, и что с ними делать неизвестно? К примеру во ВМВ даже в 41 советские штабы работали, да хуже немецких ,но работали ,проводили операции, использовали все возможности. Прежде всего с планами должен был определиться Алексеев. Оставлять командование даже на один день ВКВ было глупостью,потому.что ВКВ честно признался в свой неспособности. Кстати Скрыдлов мог и прибыть в П-А. Прекиньте ВОК приходит П-А и в бой . Был некоторый шанс договориться об этом заранее (телеграммы все таки доходили ,хоть и редко) и придти раньше Камимуры.
andreyfinn пишет: Уважаемый invisible Вы немного путаете мнения (советы) комиссии о возможности прорыва и описание комиссиею реального боя при Шантунге. Так, в отношении отделения быстроходных кораблей мнение комиссии звучит так: "...Для выполнения такого прорыва следовало бы отделить от эскадры два наиболее тихоходные броненосца - - Севастополь и Полтава, связав судьбу этих броненосцев с судьбою крепости; все остальные суда эскадры: 4 эскадренных броненосца, 1 броненосный и 4 бронепалубных крейсера - развивали около 17-ти узлов хода и, вероятно, могли бы прорваться во Владивосток, избежав решительного боя с неприятелем..." Как видно в "совете" комиссии про выделение скороходов на прорыв нет однозначного указания на неизбежность боя. А кто сказал, что они 17 узлов давали? Что можно было положиться на Ретвизана, у которого была незаделанная пробоина и под сомнением был вопрос о его выходе вообще? Или подорванный на мине Баян? У Того 8 бронекрейсеров со скоростью под 19 узлов. Да и ЭБР, если он оставит Фудзи, дадут 17. О каком прорыве речь? Это посылка на убой. andreyfinn пишет: По ИМХО во время 1 выхода на прорыв Витгефт был в такой степени накручен "ценными донесениями про потери японцев" шедшими из Чифу, и реакцией из вышестоящих штабов на свое возвращение в П-А, что в дальнейшем просто покорился судьбе. Покорился судьбе - это совсем другое. Это сел и не рыпался. А если человек готовил себя к смертному бою во имя Отчизны, то к нему надо относиться с уважением, как к герою. Не каждому дано. andreyfinn пишет: С учетом того, что он, с подачи наместника, действительно считал своей основной задачей сбережение сил до прибытия нового командующего все последующие распоряжения о прорыве были для него сильным потрясением (ведь он всегда сознавался, что он не флотоводец). В таких условиях от него и неследовало ожидать какой-либо инициативы по разделению эскадры. Сбережение сил? Да Витгефт восстановил эскадру из небытия. У него же было всего 2 годных ЭБР, когда он командование принял. А вокруг все заминировано. Подрывы. Обстрелы с берега. Его благодарить надо, что он в такой обстановке сумел собрать и вывести на бой 6 ЭБР, да еще вдобавок угробить на минах 2 ЭБР противника. И где здесь отсутствие инициативы? Или у нас под инициативой считается резвый бег эскадры по минному полю?
pppp пишет: Оставлять командование даже на один день ВКВ было глупостью,потому.что ВКВ честно признался в свой неспособности. Да что вы говорите? По вашему, он должен был сказать командирам: "Вчера Алексеев приказал вам ни в коем случае не рисковать кораблями, но сегодня он сбежал и соизволил приказать Пересвету и крейсерам пробиться через мины и эскадру Того и уничтожить десант. Вон они дежурят на рейде. Но вас они не испугают (особенно после гибели Пп ). Главное, мужество и смелость. Вперед на врага. Удавите его одним броненосцем. " И что бы после этого от эскадры осталось? К тому же командующим его никто не назначал. Официальный командующий Скрыдлов с приездом не торопился. Надо быть честным с офицерами, которых ты должен посылать на смерть. Риторика здесь неуместна. Кто мешал Алексееву самому вдохновить экипажи на бой, который он назначил? Или драп в ответственный момент с передачей ответственности нижестоящему как раз в день высадки врага способен вдохновить кого-то на подвиги? У каждого человека есть недостатки. И если человек видит их, он выбирает определенный путь. Далеко не всем дано быть лидером, не у всех есть такая харизма, как у Макарова. Но если человек, не считающий себя способным к командованию эскадрой, назначенный ио на очень короткое время и волею обстоятельств вынужденный им быть, если этот человек преодолевает свои слабости и показывает хороший performance, то такой человек достоин уважения.
invisible пишет: А кто сказал, что они 17 узлов давали? Что можно было положиться на Ретвизана, у которого была незаделанная пробоина и под сомнением был вопрос о его выходе вообще? Или подорванный на мине Баян? У Того 8 бронекрейсеров со скоростью под 19 узлов. Да и ЭБР, если он оставит Фудзи, дадут 17. О каком прорыве речь? Да, так долго можно до бесконечности парировать А кто Вам сказал, что прорыв "скороходов" должен был происходить в момент повреждения Ретвизана и Баяна? В данном случае это действительно выход на убой. В то же время, а с чего это у Того 8 бронекрейсеров? Если следовать такой логике можно приписать ВКВ Россию, Рюрик и Громобой в придачу. По скорости японских БКР смотрим у Александрова и Балакина: " ... В то же время, если сравнить механизмы крейсеров и броненосцев той же программы 1895-1896 гг., то первые были более высокооборотными и отличались большей удельной мощностью. Хотя, по отзывам современников, они оказались переоблегченными на всех кораблях. Особенно много нареканий вызывали механизмы "Адзумы". К сентябрю 1904 г. этот корабль мог поддерживать лишь 16-узловый ход и то только на очень короткое время. "Якумо" во время боя в Желтом море с большим трудом выжимал 17 узлов, из-за чего оказался совершенно бесполезен в одном строю с бронепалубными крейсерами. Да и корабли английской постройки, как отмечалось в рапорте британского морского атташе, "вряд ли могли поддерживать скорость более 18 узлов продолжительное время"...." (из монографии "Асама" и другие".) Так, что с чего бы утверждаете про 19 узлов?
invisible пишет: Сбережение сил? Да Витгефт восстановил эскадру из небытия. У него же было всего 2 годных ЭБР, когда он командование принял. А вокруг все заминировано. Подрывы. Обстрелы с берега. Его благодарить надо, что он в такой обстановке сумел собрать и вывести на бой 6 ЭБР, да еще вдобавок угробить на минах 2 ЭБР противника. По ремонту Цесаревича и Ретвизана вроде бы с Макаровым приехали путиловцы, а не с Мукдена с Витгефтом? По ремонту поврежденных кораблей вообще заслуга больше Григоровича – он руководил портом и мастерскими, а не Витгефт. Ну в отношении подрыва на минах 2 японских ЭБР это больше заслуга Иванова (поставил мины там где надо, а не где указывал Витгефт), вот если бы Витгефт этим воспользовался…
andreyfinn пишет: А кто Вам сказал, что прорыв "скороходов" должен был происходить в момент повреждения Ретвизана и Баяна? В данном случае это действительно выход на убой. Рассматривали. Не было такого момента, кроме 10 июня, когда выход оказался неудачным. andreyfinn пишет: В то же время, а с чего это у Того 8 бронекрейсеров? Если следовать такой логике можно приписать ВКВ Россию, Рюрик и Громобой в придачу. Того имел связь с Камимурой и тот шел навстречу. А рюрики вышли поздно, не зная обстановки и могли угодить только в лапы врага. Да и откуда ВКВ знает, где Камимура? Он должен учитывать его наличие. И в этой ситуации высылать полэскадры бессмысленно.
В некрологе, помещенном вскоре в “Иллюстрированной летописи русско-японской войны”, Витгефт предстает как новый П.С. Нахимов: “...Нужны были несокрушимая вера в силу и доблесть русского флота, железная сила воли, беззаветная храбрость и готовность ежеминутно пожертвовать собственной жизнью, чтобы поднять дух наших моряков. Всеми этими качествами покойный к.-адм. Витгефт обладал в избытке. Сподвижник и преемник Макарова, он сразу понял главную мысль покойного командующего флотом: защищаясь – нападать. И этой тактике он мудро следовал. Осторожный, наученный предыдущим горьким опытом, Витгефт стал высылать наши боевые суда из Артура не иначе, как в сопровождении тралящего каравана. В то же время поиски наших судов становились все смелей. Мы появляемся и у Дальнего, минируем подступы к нему, решаемся выходить даже в открытое море навстречу неприятеля... Вместе с тем, к.-адм. Витгефт приказывает поставить в открытом море ряд минных “банок”, на одну из которых нарвался японский броненосец “Хацусе” [о гибели броненосца “Ясима” тогда еще не было вполне достоверных известий – А.В.]. Но главное свое внимание покойный обратил на починку наших раненых гигантов-судов и отражение атак японских миноносцев. Благодаря его неутомимой энергии, японцы в один прекрасный день убедились, что все наши суда готовы к новому бою. Смерть застигла адмирала при исполнении грандиозного плана, задуманного и исполненного им с редкой решительностью и энергией” . Гораздо осторожнее о достоинствах адмирала высказался год спустя порт-артурский журналист Е.К. Ножин, лично знавший В.К. Витгефта и переживший японскую осаду: “Более неудачного выбора, как назначение В.К. Витгефта командующим эскадрой, конечно, нельзя было и придумать...” Между тем, верный правилу: “О мертвых или хорошо, или ничего”, – он добавил: “Но адмирал Витгефт искупил все свои ошибки, как флотоводец, геройской смертью при исполнении своего долга, и поэтому память его для нас священна... Нельзя ... назначать сухопутного адмирала командующим эскадрой... ” Напоследок еще одно, самое квалифицированное, мнение, принадлежащее капитану 1-го ранга Н.О. фон Эссену: “Адмирал Витгефт принял эскадру в гавани, не имея никакой возможности обучить ее практически, в бою он сделал, что мог, в точности стараясь выполнить ... приказание прорываться во Владивосток. Он погиб, честно и храбро исполняя свой долг, не побежденный сильнейшим противником... После гибели адмирала произошел несчастный случай на “Цесаревиче”, выведший его из линии и сбивший в кучу строй нашей эскадры...”