"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

I-ая эскадра Тихого океана Погружение на Петропавловск?
Заранее извиняюсь за засорение форума,но хотелось-бы прояснить для себя одну вещь. У В. Пикуля, в его романе «Три возраста Окини-Сан наткнулся на описание одного погружения. Цитирую: «Была яркая весна 1913 года. Японский водолаз Сакураи, человек большой отваги, предполагая что с «Петропавловском, флагманским броненосцем Макарова, очевидно, погибла и золотая казна Порт-Артурской эскадры, совершил удивительный спуск на глубину, протащив за собой резиновые шланги в отсеки мертвого броненосца. Ему удалось обшарить каюты, которые не дали никакой добычи. Зато в корме корабля Сакураи обнаружил «подушку спертого давлением воздуха, а в ней - гнилостные останки человека, украшенные адмиральскими эполетами. В бумажнике мертвеца уцелели визитные карточки с домашним адресом контр-адмирала М.П. Моласа, бывшего начальником макаровского походного штаба. Бумажник с этими карточками водолаз переслал в Петербург, сестре Моласа - Марии Павловне. Вот мне и хотелось бы знать, правда это, или художественный вымысел, которым так часто грешил Пикуль. Было ли такое погружение? И вообще, как далее говорил сам Пикуль (устами одного из своих персонажей) - Что Молас делал в корме, ведь его место было на мостике? И князь Кирилл видел его погибшим именно там... И еще, известно ли о каких-нибудь других погружениях на суда, погибшие во время этой войны, кроме погружений на крейсер Изумруд, так ярко описанных здесь. Заранее благодарен любому ответу.

Ответов - 25

Random пишет: цитатаизвестно ли о каких-нибудь других погружениях на суда, погибшие во время этой войны, Здравствуйте. Несколько лет назад,не помню в каком журнале ,читал небольшую статью о погружении на ‹‹Петропавловск››.Броненосец расколот на две части.По моему писали,что нашли останки М.П.Моласа. На работе мне сказали,что в новостях говорилось о том,что корейцы обследовали ‹‹Дмитрий Донской››,и рассматривают даже вопрос о подъеме крейсера. К сожалению,это все,что имею. С уважением po12. P.S.Если бы была организована экспедиция в Цусимский пролив и снят документальный фильм, было бы здорово,но это только мечта.
po12 пишет: цитатаЕсли бы была организована экспедиция в Цусимский пролив и снят документальный фильм, было бы здорово,но это только мечта. Да уж, это точно. И главное, желающие снять такой фильм имеются. Остается вопрос, кто заплатит. Теперь что касается погружений. «Д.Донской действительно исследовали сколько-то лет назад. Кажется дело было так: некий америкос решил, что на этом корабле было золото. Снарядил экспедицию с намерением это золото достать. Экспедиция состоялась. Америкос попозировал перед ТВ-камерами с каким-то продолговатым предметом, сказав, что это золотой слиток. Ему никто не поверил, потому что золота на «Донском, понятное дело не было. Ну так все и кончилось. Что стало с америкосом, не знаю. А вот откуда информация, что корейцы собираются «Донской поднимать? Не слышал, хотя за новостями слежу по долгу службы. С уважением, Scott
Похоже на правду. Читал о том же в эмигрантских материалах по Порт-Артуру. К сожалению, не помню названия книги - это сборник материалов по РЯВ, изданный в США в 50-е годы, видимо очень малым тиражом, типа ротапринта. Имени водолаза там не было, но сам факт извлечения личных вещей Моласа отмечался.
У меня есть где-то сохраненная статья, где написано про золото на Донском и на одном из каких-то корейских пароходов. Что типа собираются обследовать корабли на предмет золота. Вообще статья полный бред. И на английском языке. Если кто хочет прочитать, дайте знать (лучше мылом), вышлю... Scott пишет: цитатаТеперь что касается погружений. «Д.Донской действительно исследовали сколько-то лет назад будте добры, уточните где Вы это слышали? Выгода его поднимать, когда можно так обследовать? (хотя трудновато). po12 пишет: цитатаЕсли бы была организована экспедиция в Цусимский пролив и снят документальный фильм, было бы здорово,но это только мечта. www.wreck.ru Есть фотки затонувших кораблей (в том числе и Гагута!!!). Пока все что есть... po12 пишет: цитатаПо моему писали,что нашли останки мне кажется, что это вымысел. Если бы нашли, то эти вещи хранились бы в каком-нибудь музее (как фуражка Макарова, храниться в питерском военно-морском музее). А так про вещи Моласа ни слуху-не духу... М.П.Моласа.
роДля Sin: Очень интересные фотографии Гангута. Особенно заинтересовал горн сигнальщика. Разрешено ли поднимать какие-либо находки? Ведь это не военное захоронение?
Для HMS: Добрый день господа. Почему мы все хотим чего то несбыточного и небывалого. :-)) Вот простой пример, ну как нам хочется утопиться в районе гибели Петропавловска( кстати информация о погружениии японцев после войны и находке останков Молоса действиетльно имеет место быть). Но вот собственно реальный отчет о реальных погружениях нас как то не интересует. В свое время( и не так давно) возникли некоторые вопросы на которые так и небыли получены ответы http://www.borda.ru/re.pl...9-000-90-0-0-1065578139-0 И мыло там людей есть и пообщаться можно, и артефакты интересные...Эххехе С уважением Александр
Sin пишет: цитатаВообще статья полный бред. И на английском языке. Если кто хочет прочитать, дайте знать (лучше мылом), вышлю... Sin, вышли плз. Мыло внизу. Заранее благодарен.
HMS пишет: цитатаРазрешено ли поднимать какие-либо находки? Ведь это не военное захоронение? Скорее всего можно. Военных тайн там нет.Ну разве нельзя погружаться на военных объектах (базах, стогянках и т.д.). Но именно погружаться нелья. Поднимать вроде можно. NMD пишет: цитатаSin, вышли плз. Мыло внизу. Заранее благодарен. Вечерком вышлю, ОК? А то щас не на своей машине...
Летом много показывали по ТВ о планах корейцев поднять «Донской, якобы перед боем на него перегрузили золото 2 ТЭ. А вот имеют ли они на это право по медждународному праву?
Для Scott: Здравствуйте. По поводу подъема информация исключительно из уст нашего сотрудника, говорит в новостях передавали. Если поднимут будет просто замечательно. Пусть не мы,но увидеть ‹‹Донской›› на плаву и в восстановленном виде?... Было бы великолепно! С уважением po12.
Для Sin: Здравствуйте. Очень признателен за фотографии.Все посмотрел,очень интересно. По поводу останков М.П.Моласа:насколько я помню речь шла только о них, а не о личных вещах.(надо бы конечно поискать у себя эту статью,но дело очень кропотливое,литературы уже накопилось достаточно много). С уважением po12.
Для Sin: Сэр, а если можно поднимать, то: -Что уже поднято? -Где это храниться? -Есть ли доступ «к телу? -Можно ли приобрести в личную собственность?
Sin›www.wreck.ru Интересная ссылка! Вот только «Комовое орудие 127 мм на «Гангуте смущает. По поводу обследования кораблей, погибших в Цусимском сражении: http://wunderwaffe.narod....agazine/MK/1995_02/01.htm: «Спустя 80 лет именно к этому кораблю интерес вспыхнул с необычайной силой. Золото! Японцы откуда-то раздобы-ли сведения, что «Нахимов вез «казну русской эскадры в золотых слитках. Поставленные на широкую ногу подвод-ные работы, однако, не принесли желаемого результата. С корабля подняли много интересных и ценных вещей, но все «слитки оказались... свинцовыми балластными чушка-ми. Благодаря неподтвердившемуся слуху «Адмирал Нахи-мов пока остается единственным обследованным кораб-лем из числа погибших в трагическом для России Цусим-ском сражении.
Я точно не помню где, но читал, что Японцы исследовали «Петропавловск ,подняли остатки Макарова и похоронили в море со всеми почестями...
mailman пишет: цитатаподняли остатки Макарова и похоронили в море со всеми почестями... - это сказка ... скорее всего утоп адмирал ... найти не реально ...
Для Борис, Х-Мерлин: С.О. Макаров утонул и его не нашли- факт . А вот останки контр-адмирала М.П. Моласа были найдены рядом с погибшим «Петропавловском японскими водолазами в 1911 г. и опознаны по сохранившимся в бумажнике семейным фотографиям (бумажник застрял между ребрами скелета). Японские власти действительно похоронили его останки, но не в море а на кладбище Порт-Артура. На церемонию была приглашена делегация из России, которую возглавлял бывший командир «Петропавловска и если мне память не изменяет, на похоронах была и жена Моласа. Похороны прошли с отдачей военных почестей. Все взято из официальной хроники Морского сборника. С уважением, Поломошнов Евгений
Евгений пишет: цитатаВсе взято из официальной хроники Морского сборника Евгений! А есть ли у Вас сканы этих страниц. Если нет, то укажите точные библиографические данные - попытаюсь сам отсканить. Всё таки подобная тема вызыват зловещий интерес, который хочется, конечно, удовлетворить. Наверняка, где то остались фотографии (хотя бы похоронной процессии)
Для Tsusima: Сканов точно нет, копию статьи надо долго искать, но поищу. С уваженим, Поломошнов Евгений
po12 пишет: цитатаНесколько лет назад,не помню в каком журнале ,читал небольшую статью о погружении на ‹‹Петропавловск››.Броненосец расколот на две части. вот-вот, именно «Петропавловск был расколот на ДВЕ части! т.е. все признают, что не было детонации боеприпасов, а был элементарный взрыв котлов при доступе к ним холодной воды ;) при взрыве мин(ы) в середине корпуса броненосца в равной мере непонятно, с какой это стати члену штаба Эскадры = адмиралу Моласу было бежать в кормовой каземат?
Вот пробежал по этой теме любопытный документик: цитата Как были найдены останки погибших на броненосце «Петропавловск Алексей Бочаров 31 марта 1904 года недалеко от Порт-Артура взорвался эскадренный броненосец «Петропавловск Погибли командующий флотом в Тихом океане вице-адмирал С. 0. Макаров, начальник его штаба контр-адмирал М. П. Молас, ряд высших офицеров русской эскадры и известный художник В. В. Верещагин. В числе немногих спасшихся оказались командир «Петропавловска капитан 1 ранга Н. М. Яковлев (впоследствии начальник Главного морского штаба и член Адмиралтейств-совета) и капитан 2 ранга великий князь Кирилл Владимирович, возглавлявший военно-морской отдел штаба Макарова. Спустя несколько лет после окончания русско-японской войны события, связанные с гибелью броненосца, получили неожиданное продолжение. В 1909 году корпус затонувшего корабля, лежащий на расстоянии около 2,5 миль от берега на глубине около 150 футов, приобрел предприниматель Сакурая Цериносукэ, рассчитывавший обнаружить судовую кассу и другие ценности. Однако результаты водолазных работ по обследованию «Петропавловска оказались иными. В октябре 1911 года появились первые сообщения об обнаружении внутри корпуса корабля останков русских моряков, в том числе и вице-адмирала Макарова. Официальные японские власти эти известия сразу же опровергли. Менее чем через два года, летом 1913-го, поступила более достоверная информация: из кают, находившихся по левому борту кормовой части броненосца на средней и нижней палубах, действительно были извлечены останки шести человек. Об этом 2 июня 1913 года в МИД России сообщил консул в г. Дайрен (бывший Дальний) В.В. Траутшольд. По его словам, Сакурая «выразил готовность передать нам извлеченные им прахи... а также обещал с таким же благоговением и впредь относиться к останкам наших моряков, если таковые будут обнаружены. Вместе с тем японский предприниматель в беседе с консулом откровенно признался, что лишь поиски судовой кассы заставили его тратиться на обследование жилых помещений корабля, и поэтому «дальнейшие розыски и собирание прахов он мог бы принять на себя не иначе, как по особому на то поручению и при условии возмещения расходов. Траутшольд обратил особое внимание на необходимость опознания обнаруженных останков, для чего просил предоставить подробные сведения о личном составе «Петропавловска, расположении офицерских кают и «прочие данные, могущие оказаться полезными. По просьбе помощника начальника Главного морского штаба старший лейтенант запаса К. А. Унковский, спасшийся при гибели «Петропавловска, представил в Главный морской штаб подробный рапорт, в котором по памяти описал расположение кают на нижней и средней палубах и указал, кем эти каюты могли быть заняты в момент взрыва корабля. Сведения о расположении кают на броненосце сообщили другие спасшиеся офицеры. Однако сделать однозначные выводы об идентификации останков не удалось. С высокой степенью вероятности были опознаны лишь останки М. П. Моласа. Основанием для этого послужили местонахождение останков в каюте контр-адмирала и его бумажник с визитными карточками, обнаруженный между ребрами найденного в адмиральской каюте скелета на левой стороне груди. Bo всеподданнейшем докладе от 9 июня 1913 года указывалось: «По имеемым в Морском генеральном штабе сведениям о расположении офицерских кают на «Петропавловске, а также из показаний спасшихся с означенного броненосца офицеров можно с достаточной точностью предположить, что извлеченные из броненосца прахи суть: флагманского артиллериста капитана 2 ранга Мякишева, старшего офицера броненосца капитана 2 ранга Лодыгина, мичмана Бодиско, мичмана Окунева и полковника Генерального штаба Агапеева (заведующий делами по сухопутной части штаба командующего флотом в Тихом океане. — А. Б.). Один из более поздних документов, справка Распорядительного строевого отделения Главного морского штаба, составленная 24 августа 1913 года, то есть уже после похорон останков, вместо А. Н. Лодыгина, А. К. Окунева и С. Д. Бодиско называет другие фамилии: капитана 2 ранга Н. А. Кроуна, флагманского минного офицера штаба С. О. Макарова, капитана 2 ранга К. Ф. фон Шульца и флагманского штурмана подполковника Корпуса флотских штурманов А. А. Коробицына, в то же время оговариваясь, что речь идет не о «несомненной достоверности этих данных, а о «вероятном предположении. Согласно высочайшему повелению от 9 июня 1913 года, представителем от Морского министерства на будущих похоронах стал бывший командир «Петропавловска, член Адмиралтейств-совета вице-адмирал Н. М. Яковлев, находившийся в то время на Дальнем Востоке с целью инспекции Сибирской и Амурской флотилий. Особое мнение по поводу предстоящих похорон высказал морской агент (атташе) в Японии капитан 2 ранга А. Н. Воскресенский. «Создавать из этого события особый церемониал и снова тревожить старые начинающие заживать раны нашего самолюбия, давая повод японцам лишний раз гордиться своими победами и великодушием, являлось бы нежелательным, — писал он в Морской генеральный штаб, — и потому наилучшим было бы по возможности похоронить кости скромно и без шуму в печати. Однако руководство морского ведомства решило провести похороны в торжественной обстановке, со всеми возможными почестями. За три дня до этого вице-адмирал Яковлев прибыл в Дайрен, где был встречен Воскресенским и консулом Траутшольдом. В тот же день для участия в похоронах прибыли помощник военного агента в Китае подполковник В. В. Блонский и генерал-майор С. А. Добронравов, командированный по высочайшему повелению в Маньчжурию для надзора за работами по благоустройству русских воинских кладбищ. Он и принял на себя общее распоряжение похоронами, для организации которых морское ведомство выделило 1500 рублей. 23 июня в 8 часов 30 минут останки погибших офицеров в ящиках были доставлены в православную церковь Дайрена. По словам Яковлева, «останки представляли собой хорошо промытые кости скелетов, причем череп сохранился в целости только в 1-м ящике, в котором были кости, найденные в помещении адмирала Моласа, у остальных черепа были разбиты на куски. На литии и панихиде присутствовали все русские, находившиеся в тот день в Дайрене. В 7 часов вечера была отслужена вторая панихида. Как указал в своем донесении Яковлев, «благодаря выписанному для этого церковному хору и двум священникам из Харбина церемонии совершались при подобающей обстановке. После панихиды на гробы были возложены венки. Утром 24 июня в присутствии всех высших представителей японских властей состоялась заупокойная литургия и панихида, по окончании которой русские офицеры перенесли гробы на четыре траурные колесницы. На двух других колесницах везли около 50 венков, возложенных на гробы русскими и японскими жителями Дайрена и Порт-Артура. Между прочими находились венки от японского морского министра, генерал-губернатора Квантунской области, правления Маньчжурской железной дороги, представителей всех японских ведомств и от команды стоявшего в те дни в Порт-Артуре японского крейсера с надписями: «Доблестным русским морякам, «Павшим героям... Во время церемонии присутствовали английский, немецкий и французский консулы. Погребальная процессия, предшествуемая конным нарядом полиции, в сопровождении священнослужителей и хора проследовала на вокзал, где гробы были поставлены на катафалк в вагоне экстренного поезда, специально предоставленного для этого случая японскими властями. По всему пути следования процессии к вокзалу стояли местные жители, учащиеся и наряды полиции. В Порт-Артур поезд прибыл в 2 часа 30 минут пополудни. На вокзале в Порт-Артуре его встретили войска и власти, гробы перенесли на лафеты артиллерийских орудий. Три лафета везли солдаты крепостной артиллерии, три других — матросы с японского крейсера во главе с офицерами. В таком порядке шествие направилось на кладбище в Порт-Артуре. Вечером того же дня, после возвращения из Порт-Артура в Дайрен, вице-адмирал Яковлев посетил магазины Сакурая Цериносуке, ведшего водолазные работы на «Петропавловске, где осмотрел предметы, поднятые с броненосца, а 25 июня отбыл во Владивосток. Между тем Сакурая не оставлял надежды извлечь какую-нибудь выгоду из дорогостоящих работ, проведенных им на «Петропавловске. Однако его неоднократные предложения о продаже русскому правительству корпуса броненосца и о подъеме личных вещей погибших не встретили поддержки в России. Когда Министерство иностранных дел запросило заключение по этому вопросу Морского министерства, ответ морского министра адмирала Григоровича был твердым и определенным: он «не признал нужным приобретать корпус упомянутого броненосца и специально подчеркнул, что «вообще считает лишним входить в какие-либо сделки с японцем Сакураем по этому вопросу. В личном фонде вице-адмирала Макарова, хранящемся в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ), есть несколько фотографий, поступивших в 1950-е годы от Николая Павловича Кирьякова, русского эмигранта, жившего в Маньчжурии. По его словам, он получил эти снимки от бывшего помощника военного агента в Китае В. В. Блонского, умершего в эмиграции в Мукдене в 1947 году. Как утверждал Кирьяков, фотографии изображают «церемонию перенесения гроба с прахом адмирала Макарова С. О. из Порт-Артура в вагон ж/дороги для следования в Россию. В своем дарственном письме, датированном 10 февраля 1953 года, он далее пишет: «Я не могу точно указать даты, когда происходила церемония перенесения праха знаменитого адмирала, но, насколько я помню со слов полковника Блонского В. В., это событие происходило летом 1907 года, после того, как японцы пытались поднять со дна остатки взорвавшегося на мине 31 марта 1904 г. броненосца «Петропавловск... У меня нет сведений, был ли поднят весь броненосец, но, во всяком случае, прахи адмирала Макарова С. О., его начальника штаба адмирала Моласа и известного художника Верещагина В. В. были опознаны водолазами и извлечены из остатков затонувшего корабля. С этими утверждениями невозможно согласиться. Известно, что тела Макарова и Верещагина не были обнаружены ни сразу после гибели «Петропавловска, ни в дальнейшем. Водолазные работы на корпусе затонувшего броненосца, как мы уже знаем, начались только в 1909 году. Каких-либо достоверных сведений об обнаружении тел погибших до 1913 года не появлялось. Содержание документов, о которых рассказывалось выше, позволяет точно датировать хранящиеся в фонде С. О. Макарова фотографии: они относятся к 1913 году и изображают церемонию перевозки гробов с прахом погибших на «Петропавловске шести русских офицеров из Дайрена (Дальнего) в Порт-Артур и их захоронения на русском военном кладбище. Удалось установить и имена некоторых изображенных на фотографиях участников церемонии. «Родина, №1, 2004
Tsusima пишет: цитатаВсе взято из официальной хроники Морского сборника Евгений! А есть ли у Вас сканы этих страниц. Если нет, то укажите точные библиографические данные - попытаюсь сам отсканить. Всё таки подобная тема вызыват зловещий интерес, который хочется, конечно, удовлетворить. Наверняка, где то остались фотографии (хотя бы похоронной процессии) Арбенев Н. Порт-Артур в 1913 году, Морской сборник. 1913. № 12. Неоф. отдел. С. 159-168. Аналогичная по содержанию и за тем же автором статья «Обнаружение, опознание и похороны останков офицеров, погибших на броненосце «Петропавловск опубликована в журнале «Новый часовой, 2004 г., № 15-16. Есть иллюстрации: Следование траурной процессии на кладбище Порт-Артура; Похороны останков на русском воинском кладбище в Порт-Артуре; Траурная процесия на улицах Дайрена; Погрузка гробов с останками на поезд в Дайрене.
Va Спасибо, Валерий Викторыч
Tsusima Кстати скан статьи (с картинками) из Нового часового у меня лежит где-то в загашнике, могу при необходимости переслать.
Va пишет: цитатамогу при необходимости переслать Только при необходимости ;-)) Валерий Викторыч, сейчас ни до чего
Для Random.О погружении японских водолазов на «Петропавловск есть статья Алексея Бочарова «Страшная находка Сакурая.Опубликована в журнале «Родина 2004 г. №1 с.84-86.В статье утверждается,что с высокой степнью вероятности были опознаны останки к-а Моласа.Относительно останков других членов экипажа называются разные фамилии: флагманский артиллерист Мякишев,ст.офицер Лодыгин,мичманов Бодиско и Окунева и полковника Геншт.Агапеева.Согласно др.документу назывались и другие фамилии:Кап.2р. Кроуна кап.2р.Шульца и флагманского штурмана Коробицына. Статья проиллюстрирована фотоснимками траурных процессий.Останки погибших моряков были торжественно захоронены 24 июня 1913 г. на кладбище Порт-Артура. Статья мною отсканена и передана Георгию Шишову на всеобщее обозрение. С уважением.