"Триумф искусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!" Отзыв Чарльза Крампа о первом круге испытаний "Варяга". При волнение моря в 10 баллов крейсер "Варяг" показывает мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости - 24,59 узла.
подробнее...

Альтернативная история Отпинать. Vol. 1
http://zhurnal.lib.ru/editors/d/dojnikow_g_b/warjag7.shtml Только пинать прошу в первую голову фактологические ошибки . ОК ? Заранее благодарен всем потратившим время. Спасибо!


Волонтер пишет: А почему брандерам нельзя идти по глубокому фарватеру во главе с пароходом груженым деревом\пустыми бочками, ему мин много надо, а за ним и Фусо пройдет. Я этот вариант и описывал Shum пишет: Да потому что в прилив груженный деревом пароход скорее всего пройдет над минами, а вот Фусо залитый бетоном не факт.. Не пройдет ни тот ни другой (осадка у обоих больше 5 м), а максимально допустимая - 2,5 м (потому и Новик не сможет по минным полям бегать) yuu2 пишет: 15 миль по прямой для "Новика" - это почти 40 минут. А с учётом "кутерьмы отворотов ..." А какая кутерьма - если японцы по прямой убегают? Им как раз кутерьма и не выгодна. Кутерьма - это потом, когда бой - но и время как раз теряется.yuu2 пишет: А сколько потребуется на тот же маршрут "Манчжуру" - и считать срашно. Так в варианте, который я описывал Манчжур даже до минных полей не дошел, только вышел из прохода - словил 2 попадания ниже ВЛ и отвернул к батареям западного берега (приткнулся к берегу у батареи № 11)
yuu2 пишет: А потому, что помимо непотопляемости нужно ещё и работоспособность энергоустановки обеспечить. А цилиндрические котлы купеческих типов никто специальным образом на работу в условиях ударных нагрузок не расчитывал. Немецкие минопрорыватели времён ПМВ (с которых собственно слегка срисован головной брандер тут) работали на мощности КМУ 15-20%. Тут Вы конечно правы, однако не надо забывать и про инерцию. Фактически русские минные поля под ПА в то время имели глубину всего ок.2х кабельтовых, так что на 10 узл - даже инерции хватит проскочить. Ну и повезло , взрывы пришлись на трюм с дровами, а не МКО.
Возвращаясь к суше. При замене Засулича на Зарубаева, усилении Восточного отряда несколькими полками и артиллерией возможны позиционные бои на Ялу. 1А будет пытаться форсировать реку, наши оборонять передовыми отрядами острова и основную позицию. В результате японцы точно могут пойти на риск и высадить десант в Бицзыво. Отогнать конницу Мищенко артиллерией, высадить пехоту и создать угрозу правому флангу Восточного отряда. После чего русским придется отступить и тогда следующие бои будут на Цзиньчжоу и у Вафангоу.
Anton пишет: Так в варианте, который я описывал Манчжур даже до минных полей не дошел, только вышел из прохода - словил 2 попадания ниже ВЛ и отвернул к батареям западного берега А вы случайно не японский альтернативщик... Тока вышел, отгреб и ушел...причем отгреб от Фусо который корыто немногим лучше чем Манчжур. Далее - в упор 8" - пробития нет; - попал 10" и то на пользу, дым из снесенной трубы маскирует корабль; - Решительный отгреб по самое не могу (хорошо хоть выжил). А япом хоть бы что... Глебыч пиши дальше, а то Антон завтра на шлюпках с шестовыми минами перетопит на внутреннем рейде всю 1ТОЭ
Anton пишет: Перегруз - 30 т. Это серьезно увеличит осадку? В общем я хотел сказать, что хоть штурман Фусо и ходил в ПА, но теперь ему нужно прокладывать курс с учетом увеличившейся осадки.
Anton пишет: потому и Новик не сможет по минным полям бегать Соответственно вопрос - а что ночью "Новик" делает между минними полями и берегом, если он даже толком развернуться на доступной акватории не в состоянии? Другой вопрос: а русские мины в 2 кбт - это часом не крепостные? Если по Черкасову - то да.
Shum пишет: А вы случайно не японский альтернативщик... Пытаюсь помаленьку, а то Глебыч малой кровью всех победит Shum пишет: Тока вышел, отгреб и ушел...причем отгреб от Фусо который корыто немногим лучше чем Манчжур. Корыто может и не лучше (хотя бронированное и больше), но у него скорострелки 120 мм, да и 6" + внезапно открыл огонь почти в упор. Да и Конго с Хиеем помогали. А у Манчжура со скорострельностью - проблемы, разве что 37 мм револьверки, но они Фусо, что слону дробина. Shum пишет: Решительный отгреб по самое не могу (хорошо хоть выжил). А это не я , а Глебыч описывал Shum пишет: о Антон завтра на шлюпках с шестовыми минами перетопит на внутреннем рейде всю 1ТАЭ Ну так третья попытка заграждения же будет?
smax пишет: В общем я хотел сказать, что хоть штурман Фусо и ходил в ПА, но теперь ему нужно прокладывать курс с учетом увеличившейся осадки. Так и есть, глубины по курсу отряда не менее 7 м + 2 м прилива yuu2 пишет: Соответственно вопрос - а что ночью "Новик" делает между минними полями и берегом, если он даже толком развернуться на доступной акватории не в состоянии? А он собственно стоял в готовности у входа в канал yuu2 пишет: Другой вопрос: а русские мины в 2 кбт - это часом не крепостные? Если по Черкасову - то да. Похоже нет - слишком протяженное поле и далековато от берега. У меня сейчас трафик медленный и файлообменник глючит, вечером постараюсь скинуть карту рейда ПА (совмещенную: глубины, минные поля, береговые батареи и затопленные суда) по состоянию на март - апрель 04. Сами посмотрите.
Anton пишет: А он собственно стоял в готовности у входа в канал Вопрос: по какую сторону от мин он должен стоять в готовности у входа в канал? Со стороны берега (и иметь пространство для манёвра в 1 кбт)? Или со стороны моря? Если он стоял в канале - тогда однозначно. А так - ему выгоднее быть мористее, чтобы не зайти на собственной крепостное заграждение безусловно включаемое на ночь.
Anton пишет: цитата: Дело в том, что у Лейтенанта Балка-2го, командира "Силача", был "бзик", на основе "атлетической гимнастики". А ссылочку не дадите? Нашел упоминание тут же, на форуме :-)) пишет Dirk Капитанъ 1 ранга Один военный корреспондент, бывавший в Артуре и до войны, и в начале 1904 г., вспоминал о погибшем на "Страшном" лейтенанте Малееве, которого ранее знал по кораблю "...". Заодно помянул и интересующее нас лицо: "Когда, бывало, ни придешь к ним, всегда у них на палубе двухпудовые гири, штанги, цепи. Упражняется, действительно сильный, мичман Малеев, упражняется более возмужалый, с огромной окладистой черной бородой командир судна NN, упражняется и команда".
Глебыч пишет: Ещу бы пяток фамилий тех кто на Силаче... Но это уже наверное не реально. Реально. Если кто то из питерцев захочет прогуляться до РГАВМФ. Там есть Попробую в понедельник сделать им запрос. Но обычно шевелятся они крайне медленно
Warrior Frog ещё фамилия. из списка погибших. 9-го ноября во время бомбардировки: 288. Портового судна "Силач", Прапорщик Фёдор Николаевич Щукин кстати, а кап2 когда Балку-2му дали? http://rjw.narod.ru/people/proriv/proriv.htm а вообще есть ещё такой списочек :) http://li-k.narod.ru/index2.html
yuu2 пишет: Если он стоял в канале - тогда однозначно. А так - ему выгоднее быть мористее, чтобы не зайти на собственной крепостное заграждение безусловно включаемое на ночь. Это надо подумать. Ну и определить - где же все-таки крепостное поле. Кстати минное заграждение на ночь не включалось, (т.к. не хотели демаскировать его раньше времени подрывом миноносца?), это есть у Лутонина. Потому в конце концов японцы и накидали своих мин в наше крепостное поле и их было не вытралить - свои мины мешали.

Anton пишет: Кстати минное заграждение на ночь не включалось, (т.к. не хотели демаскировать его раньше времени подрывом миноносца?), это есть у Лутонина Это есть у многих. Черкасов считал что банально накосячили при постановке. Но включать - включали всенепременно.
Логинов пишет: После чего русским придется отступить и тогда следующие бои будут на Цзиньчжоу и у Вафангоу. Да, конечно. Но главное, у Куроки не получится быстрой победы, и вобще это не будет похоже на победу. Мы срываем им темп продвижения и не получаем подорванного боевого духа у армии с первого крупного сражения. (Вижу, Вам тоже вариант с удержанием по возможности долго рубежа Ялу по душе)
Corsican пишет: Да, конечно. Но главное, у Куроки не поолучится быстрой победы, и вобще это не будет похоже на победу. Мы срываем им темп А это самое главное - темп этот единственное в чем япы превосходят наших.
Вот карта рейда ПА с глубинами, минными полями и береговыми батареями . Где-то еще должны быть затонувшие брандеры первой попытки - но надо разбираться.
Anton пишет: Вот карта рейда ПА с глубинами, минными полями и береговыми батареями . Где-то еще должны быть затонувшие А глубины в чем указаны? Уж как понимаю не в футах? Метры ли морские сажени? (фатомы)? . Судя по глубинам, в "морских саженях" Примерно 1.8 метра на фатом. ЗЫ, "Силач" должен стоять , "в готовности, под одним котлом", укрываясь за "брандером первой волны". В реальности, сторожевые канлодки, именно на полузатопленные брандеры базировались. И еще вопрос, а что в момент атаки брандеров "Гиляк" делает?. ЕМНИП, он в "реале" "у выхода из канала" и провел почти всю РЯВ. Надобы добратся до коллекции "Гангутов", В одном из номеров была сзема затопления всех брандеров и пароходов.
Warrior Frog пишет: А глубины в чем указаны? Уж как понимаю не в футах? Метры ли морские сажени? (фатомы)? . Судя по глубинам, в "морских саженях" Примерно 1.8 метра на фатом. Посмотревши на карту, как полный чайник могу предположить, что если на фарватере стоят отметки глубин "4" - то это не футы и не метры. ПМСМ - фатомы...
Warrior Frog пишет: Пара выстрелов из нагана "впритирку к ушам" и "вонючий порхом" ствол в ноздрю. И ведь хватило, для выпускника "АбверШулле" После первого выстрела в воздух "русскую рулетку"-никакие нервы не выдержат.
Shum пишет: А в легких силах у японцев большой задел, надо ж как то начинать исправлять... А тут Новик и довооруженные эсминцы... Не в магазине... японские комендоры были ребята не промах.Думаю вместо Новика нужно задействовать Джигита или Разбойника с кучей 75 и 47мм. Крейсера должны готовиться к крейсерским действиям, а не убивать КМУ на рейде.Если Вадик это не довел до СОМа его самого надо убивать.
Warrior Frog пишет: 75 мм "дыроколу", необходимо попадать в котел или машину. (чай не по танкам стреляем, "ранние трешки и четверки" 75мм Кане должен "брать в лоб с 800м-1 км"). Посмотрите данные по раненым русским в драке 4 на 4 миноносца, да и в случае с Решительным и Стерегущим.Судя по всему японцы тоже применяли не только фугасы.
Warrior Frog пишет: Может, добавить на "дестроеры" 87мм или даже 107мм "раздельно-картузные" орудия с "клиперов и канлодок"?. Стрельба то, "во тьме ночной" идет на дистанции 2-4 кбл?. А на корме "Боевого", (быв. "Сом"), можно и 120мм Кане поставить. Перебор.Не готовы еще русские адмиралы и офицеры к таким экспериментам.
Логинов пишет: Отогнать конницу Мищенко артиллерией Сама уйдет увидев корабли с пушками.По воззрениям того времени кавалерия это разведывательная и сторожевая служба, а не стенка для удара.
Вообще 120ки оставил бы на Ангаре, скорость хорошая, автономность тоже, в грузовые трюмы уголь как и в реале и с бронепалубниками на коммуникации, угольщиками, а при нужде и самостоятельно- крейсеров у нас не много.
yuu2 - ну вопервыхъ долги можно взять концессиями или пр. Во вторыхъ для Франции нужна Россия со "взглядомъ прикованнымъ къ Германии" а не Китаю. Во вторыхъ, увы источникъ найти конечно не смогу, но - если бы Франция была бы заинтересованна въ победе России, то ужъ у 2 ТОЭ были бы и стоянки и стрельбы и т.д. По "ерамъ" приношу свои извинения за причиняемые неудобства, но увы это случайно приобретённая привычка (отъ руки пишу такъ же) Къ тому же Бриты приобрели чилийские ЭБры въ 1904, такъ что вроде пространство для манёвра есть. Съ уважениемъ, Гилтанасъ
Warrior Frog пишет: А глубины в чем указаны? Уж как понимаю не в футах? Метры ли морские сажени? (фатомы)? . Судя по глубинам, в "морских саженях" Примерно 1.8 метра на фатом. Да, в морских саженях, 1 морская сажень=1/100 кабельтова=6 футам=1,83м (это я из легенды не скопировал, т.к. сама карта больше) Warrior Frog пишет: ЗЫ, "Силач" должен стоять , "в готовности, под одним котлом", укрываясь за "брандером первой волны". В реальности, сторожевые канлодки, именно на полузатопленные брандеры базировались. Силач - не сторожевой корабль и нечего ему делать за брандером первой волны (зачем подставляться), а вот Манчжур вполне мог там быть Warrior Frog пишет: И еще вопрос, а что в момент атаки брандеров "Гиляк" делает? Наверно с разобранными машинами стоит Warrior Frog пишет: Надобы добратся до коллекции "Гангутов", В одном из номеров была сзема затопления всех брандеров и пароходов. Схема есть, но без названий и указаний который брандер из какой волны. потому я ее и не переносил. Стояшие перпендикулярно друг другу брандеры у маяка - первой волны (это я вычислил из описания Дисканта).
а вот такой момент, если дерево пропитать керосином, он же начнет испарятся и в смеси с воздухом образовывать пожаро\взрывоопасную смесь, особо в закрытом трюме, и тогда любая искра может положить конец брандеру еще до того как он дойдет до ПА. Может керосин держать в бочке? Даже если она от мины или снаряда загорится это будет уже в ПА - недалеко от места.
Волонтер пишет: а вот такой момент, если дерево пропитать керосином, он же начнет испарятся и в смеси с воздухом образовывать пожаро\взрывоопасную смесь, особо в закрытом трюме, Не так все фатально - это не бензин. В реале японцы поливали уголь на брандерах керосином и поджигали (есть у Лутонина).
Anton пишет: В реале японцы поливали уголь на брандерах керосином и поджигали (есть у Лутонина). что прямо на своей базе?
В Google Earth смотрел на Хакодате, дамбы нет . Вдоль побережья проходят только автодороги. Железка не приближается к берегу ближе 1,5-2 километров . Мосты(железнодорожные) через реку не менее чем на таком же расстоянии 1,5-2 км от устья реки. Автомобильные мосты есть ближе к устью, но они ведь нас не интересуют, правильно? Единственое место где есть что-то пожожее на дамбу-эстакаду это путь через бухту в городе Араи, недалеко от Хакодате. Но там так же нужно войти во внутреннюю бухту. Вряд ли командир крейсера на это решиться, а катерами далековато ... И еще ворос как корректировать огонь по невидимой (плохо видимой) с корабля береговой цели (эстакада) внутри бухты, радио-то на катере нет ...??? А диверсия внутри города, во внутренней бухте, силами крейсерского отряда выглядит все-таки нереальной . Собственно вопрос это сейчас так, а вначале 20 века было по-другому или дамбы просто не существовало вообще и это ложная посылка?!
Волонтер пишет: что прямо на своей базе? Перед оставлением судна.
Гилтанасъ пишет: Во вторыхъ для Франции нужна Россия со "взглядомъ прикованнымъ къ Германии" а не Китаю. Во вторыхъ, увы источникъ найти конечно не смогу, но - если бы Франция была бы заинтересованна въ победе России, то ужъ у 2 ТОЭ были бы и стоянки и стрельбы и т.д. Это точно,здоровый цинизм межгосударственных отношений.
Есть мнение, что мосты в 1,5 - 2х километрах от береговой линии надо рвать десантом, а не артогнём. В метрополии у японцев войск мало. Всю береговую линию не прикроешь (конечно прикрывать и будут не всю, а только уязвимые точки, но всё же...) В общем, высадили десантную партию человек в 50-60 с парой подготовленных саперов. Пост из полицейских и/или резервистов она разгонит. Мост взорвет или подожжет если деревянный. И бегом назад на корабли. Час на всю операцию. Быстрее, дешевле и чертовски надёжней, чем пытаться расковырять мост их пушек. Если у моста окажется солидное прикрытий, то корабли прикрывают отход десанта огнём, а десант откатывается "не выполнив задачу". Но после пары таких невыполнений все реальные и потенциальные резервы японцев будут раздёрганы поротно-батальонно на прикрытие десантоопасных точек в метрополии. Перебрасывать в Маньчжурию станет некого.
Есть идея, не знаю, насколько глупая. Ближний к воде путь согнуть, разорвав рельсы подрывом и подав на него катером буксирный трос с корабля. Вроде бы рельсы и есть, да перекорёженные, и насыпь поведённая. Сколько тонн тяги сможет развить "рывком" крейсер?
Приветствую товарищей офицеров! Книга очень понравилась, хочется поучавствовать: 1. Снабжение ДВ: Дело порой доходило до курьезов. Военный министр России в 1905 – 1909 годах А.Ф. Редигер в мемуарах «История моей жизни описывает такой эпизод: «Уже в первых числах января (1904 года) началась интендантская подготовка к возможной кампании на Востоке. Для обсуждения и скорейшего выяснения всяких вопросов по интендантским заготовкам под председательством Ростковского собиралась комиссия, в которой я был членом. До чего мы были не подготовлены к войне, выяснилось на первом же заседании: Ростковский сообщил, что у него нет сведений о средствах театра войны; он запрашивал интенданта на Квантуне (Лукашева), но получил ответ, что местных средств в Маньчжурии нет, что, однако, является невероятным. В Маньчжурии интендантских чинов не было. Решили запросить начальника гарнизона в Харбине. Таковым оказался начальник 5-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады генерал Алексеев, который сообщил, что провианта и фуража вдоволь и на месте есть запас хлеба чуть ли не в двести тысяч пудов. Вслед за тем туда подъехали интендантские чины из Хабаровска, подтвердившие это открытие. Это богатство местных средств крайне облегчало довольствие войск, так как слабосильная Сибирская железная дорога и без того едва справлялась с перевозкой войск. Этот невероятный факт незнания Интендантством о хлебном богатстве Маньчжурии служит красноречивым доказательством, до чего война была для нас неожиданной, и как мало мы к ней готовились, несмотря на то, что Куропаткин уже с осени 1903г. предвидел ее возможность… ... оставались нерешенными и многочисленные проблемы тылового обеспечения русских военных сил на Дальнем Востоке. Там не создавались предприятия оборонной промышленности, которые могли бы хотя частично обеспечивать действующую армию боеприпасами, снаряжением, производить ремонт вооружения и судовых механизмов. Потребность в военно?промышленной базе на Тихоокеанской окраине Российской империи обуславливалась наличием всего одной Сибирской железной дороги, связывавшей Дальний Восток с центром страны. Сибирская железная дорога, возводившаяся в крайне тяжелых географических условиях, еще не была достроена и обустроена. В силу этого она обладала крайне низкой пропускной способностью: в начале войны всего три пары воинских поездов в сутки. Лишь через пять месяцев количество поездов увеличилось до 7 – 8, а к концу войны оно достигло 14 пар в сутки. От Челябинска до Ляояна эшелон с войсками шел более 20 суток, из российской столицы до столицы КВЖД города Мукдена – около 50 суток. Железнодорожные перевозки требовали постоянной охраны. Во всех районах Маньчжурии действовали многочисленные банды хунхузов, которые помимо грабежа китайских деревень, регулярно нападали на КВЖД и особенно часто на русские обозы, когда тыловые грузы перевозились на гужевом транспорте погонщиками-китайцами. Хунхузы старались в первую очередь захватить продовольствие. Слабость местной китайской администрации потребовала от русского командования усиленной охраны армейских тылов и коммуникаций. Кстати, русское командование при организации тыла Маньчжурской армии «забыло использовать судоходные реки Амур, Сунгари и Шилку (от Нерчинска). 2. Владик как крепость: Работы и по укреплению обороноспособности морской крепости Владивосток велись вяло, особенно на острове Русском, который хорошо прикрывал вход в бухту Золотой Рог. Город, обладавший хорошо защищенной глубоководной внутренней гаванью, имел большую перспективу в своем будущем. Так, по переписи 1897 года во Владивостоке, кроме военных, проживало 21 000 человек, не считая одной тысячи корейцев и японцев и пяти тысяч китайцев. Владивостокский крепостной район разделялся на две обособленные части: обширный полуостров Муравьева-Амурского, вытянутый с северо-востока на юго-запад, и остров Русский, отделенный от материка проливом Босфор Восточный. Глубоководная бухта Золотой Рог, хотя и небольшая по экватории, являлась удобнейшей стоянкой для военных кораблей, в том числе броненосных, всех классов. В крепости имелось семь деревоземляных укреплений с двойными валами, построенными в 1878 – 1880 годах. Четыре из них располагались на высотах, непосредственно примыкающих к городу с севера, и два на полуострове Саперном острова Русский. Со временем эти временные городские укрепления из-за частых сильных ливней обветшали и были заброшены гарнизонным начальством. Накануне войны Владивостокская крепость находилась явно в неудовлетворительном состоянии, особенно это касалось ее артиллерийской вооруженности, наличия долговременных крепостных сооружений и причалов морского порта. Военный министр А.Н. Куропаткин после посещения Владивостока со всей откровенностью записал в своем дневнике следующее впечатление: «Общее впечатление неблагоприятное – не вижу идеи в применении к местности. Садили батареи и укрепления там, где по местности это было выгодно, не связывая общей идеей то, что делали… Артиллерийское вооружение в общем устарелых образцов. Однако посещение военным министром Владивостока имело позитивный результат. Был принят ряд мер по усилению крепости, однако намеченные фортификационные работы к началу русско?японской войны не были завершены. Главная линия обороны, проходившая в 3 – 5 километрах от города и состоявшая из северного и южного фронтов, имела ряд укреплений, соединенных непрерывной оградой. С суши и со стороны Японского моря оборона города-крепости опиралась на пять фортов, три люнета, два редута, два временных укрепления и 11 открытых артиллерийских батарей. Во время русско-японской войны в крепости сооружено было много окопов, блиндажей и других сооружений полевой фортификации. Сильным от природы фортпостом Владивостокской крепости являлся остров Русский, с крутыми, обрывистыми берегами и с несколькими удобными, защищенными со стороны моря бухточками. В северной части острова Русский были сооружены два форта и пять открытых батарейных позиций. Близость к городу позволяла в трудную минуту усиливать гарнизон острова, а созданная система наблюдения и оповещения гарантировала безопасность от внезапного появления вражеского флота перед морской крепостью. Главная линия крепостной обороны по своей дальности не обеспечивала защиту города Владивостока от артиллерийского обстрела японцами с моря. На вооружении крепости состояло 400 орудий, из них крепостных, крупнокалиберных было только 80. Опасность состояла в том, что в случае японского десанта на юге Приморского края и осады Владивостокской крепости ее защитникам крайне трудно было бы вести с неприятелем контрбатарейную борьбу. Японская армия имела большой парк тяжелых (более 6") осадных орудий, который насчитывал от 120 до 180 единиц. 3. Алексеев и подготовка к войне: 13 января 1904 года дальневосточный наместник адмирал Е.И. Алексеев телеграфировал министру иностранных дел графу В.Н. Ламсдорфу: «Существенное разногласие между Россией и Японией вполне выяснено, способа для достижения соглашения взаимной уступчивости нет: вооруженное столкновение с Японией неизбежно, можно только отдалить его, но не устранить. Из этой телеграммы видно, что царский наместник, две недели спустя назначенный императором Николаем II главнокомандующим вооруженными силами России на Дальнем Востоке, реально оценивал ситуацию. Он предлагал предпринять некоторые меры по повышению боеготовности русской армии в восточных областях государства и ее частичному развертыванию. Последнее в устремленной к войне Японии было уже сделано давно. Еще в декабре 1903 года адмирал Е.И. Алексеев запросил у монарха разрешение объявить мобилизацию на территории Дальнего Востока и в сибирских губерниях. Одновременно он просил ввести военное положение в Маньчжурии, Владивостоке и Порт-Артуре и выдвинуть часть войск прикрытия на рубеж реки Ялу. 25 декабря военный министр сообщил наместнику о разрешении провести намеченные мероприятия, за исключением выдвижения русских войск на реку Ялу. Последнее, по мнению правительства, могло ускорить войну. Однако через несколько дней из Санкт-Петербурга последовало новое высочайшее распоряжение, отменявшее ранее данное распоряжение на мобилизацию и введение военного положения. Император Николай II и его министры опять-таки опасались, что такие действия российской стороны ускорят войну с Японией. Придавая большое значение своевременному развертыванию части сил русской армии, адмирал Е.И. Алексеев 4 января 1904 года вновь обратился к государю за разрешением занять хотя бы небольшими заградительными отрядами некоторые пограничные с Кореей пункты. 9 января такое разрешение пришло, и воинские части, намеченные для этой цели, стали готовиться к выдвижению на рубеж пограничной реки Ялу. 7 января последовал приказ готовиться к переводу на военное положение крепостей Порт-Артур и Владивосток. Одновременно были разработаны и введены в действие приказом адмирала Е.И. Алексеева инструкции по охране кораблей Тихоокеанской эскадры на внешнем порт-артурском рейде. Русские миноносцы впервые вышли в Желтое море для несения дозорной службы. 20 января царский наместник вновь запросил у правительства разрешения объявить мобилизацию войск Дальнего Востока и Сибири и дать указание об использовании флота в случае высадки японцев в Корее. При этом он высказал свое мнение о целесообразности использования морских сил для противодействия высадке японской армии в порту Чемульпо. Высочайшее разрешение на мобилизацию и инструкции об использовании Тихоокеанской эскадры пришли в Порт-Артур 27 января, уже после начала войны. Сперва была объявлена мобилизация войск дальневосточного наместничества, затем Сибирского военного округа (4-го армейского Сибирского округа), а в начале февраля 1904 года – запасных Вятского и Пермского уездов. Мобилизация проходила без каких-либо осложнений, если не считать громадности расстояний для доставки призванных в армию запасников. Гораздо проще обстояло дело с мобилизацией Забайкальского, Амурского, Уссурийского, Сибирского, части Оренбургского и Уральского казачьих войск – казачьи полки привычно собирались и выступали на войну в считанные дни. Большой ошибкой российского руководства было запоздалое назначение высшего командования русскими сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке. Если главнокомандующий маршал Ивао Ояма, командующие японскими армиями, намеченными для высадки на материке, и действующим флотом назначались микадо за несколько месяцев до начала войны, то в Санкт-Петербурге решились на такой шаг только после начала боевых действий. Командующий русской Маньчжурской армией генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин и командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров получили свои назначения после прихода в столицу вести о нападении японцев на русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо. Поэтому то, что командующие со своими штабами обычно делают в подготовительный, предвоенный период (изучение оперативных планов, обстановки на театре военных действий, состоянии войска и флота), полководец А.Н. Куропаткин и флотоводец С.О. Макаров вынуждены были делать в условиях уже начавшейся войны. Свое командование Маньчжурской армией и флотом Тихого океана они начали в поезде, который шел из российской столицы в Порт-Артур не одну неделю. Известно что сказал министр иностранных дел России граф В.Н. Ламсдорф, разбуженный ночью с 26 на 27 января 1904 года. Стоя в халате, глава российского внешнеполитического ведомства, прочитав телеграмму царского наместника на Дальнем Востоке адмирала Е.И. Алексеева о нападении японских миноносцев на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, в сердцах бросил одну единственную фразу, ставшую крылатой: «Доигрались-таки! 4. Русской разведкой были добыты японский и английский дипломатические шифры: Английский дипломатический шифр добыт из посольства в СПб (январь 1903), о чем посол сэр Ч. Гартинг был извещен неким российским политиком в начале июня 1904 г. (Andrew Ch., Neilson К. Tsarist Codebreakers and British Codes//Intelligence and National Security. Vol. 1. № 1. Jan. 1986. P. 6—12). Японский дипломатический шифр - получен от французского Разведывательного бюро (февраль 1904) в обмен на английский шифр . ГА РФ, ф. 102, ДП ОО, оп. 316, 1904-II, д. 1, ч. 3, л. 193—193 об. Вообще переписка отличалась большим своеобразием как по форме, так и по содержанию. Некоторые телеграммы японских послов, адресованные в Токио, содержали лишь демонстрацию верноподданнических или патриотических чувств и представляли для российской разведки и контрразведки мало интереса (см., напр., телеграмму посла Митсухаши из Гааги министру иностранных дел Комура в Токио от 19 августа 1904 г. (ГА РФ, ф. 102 ДП ОО, оп. 316, 1904-II, д. 1, ч. 3, л. 47)). Что же касается формы, то отдельные рукописные документы не удавалось прочитывать потому, что они были “зашифрованы” скорописью — “шифром”, известным только автору письма и его адресату. В ГА РФ имеется огромное количество переводов переписки японских и английских представительств за 1903-1906гг. (практически со всего мира). 5. Инициация волнений: В 1904—1905 гг. с санкции токийского правительства военный атташе в Петербурге полковником М. Акаши передал российским революционерам свыше миллиона иен золотом, которые пошли на финансирование двух межпартийных конференций, а также на закупку и отправку в Россию оружия. Это огромная по тем временам сумма, вполне достаточная для постройки военного корабля среднего класса. И это в условиях жесточайших финансовых затруднений, которые, по данным русской разведки, Япония испытывала уже с лета 1904 г. (см.: РГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 3015, л. 482.— Секретная телеграмма статского советника Г. А. Плансона из Владивостока в МИД от 14 (27) августа 1904 г. с изложением сведений агента Бале из Японии). Для сравнения - вся операция по охране пути следования 2-й Тихоокеанской эскадры обошлась Морскому министерству примерно в 300 тыс. руб., т. е. вчетверо меньше, чем было истрачено японским правительством “на русскую революцию”. Интересно, что нечто подобное, но уже относительно Японии предлагалось в это время и в России. В ряде донесений середины 1904 — начала 1905 г. А. И. Павлов (посол в Корее, после окупации в Шанхае) излагал свои и генерала К. Н. Дессино (российский военный агент в Шанхае) соображения о возможности “вызвать серьезное восстание” китайского населения Формозы, предлагая способы переправки оружия и денег “инсургентам” и даже высказываясь относительно “идеологии” такой поддержки ( РГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 3016, л. 136—136 об., 153.— Секретные телеграммы Павлова из Шанхая в МИД от 22 декабря 1904 г. (4 января 1905 г.) и 4(17) января 1905 г.). P.S. Мин заграждения "Варягу" по штату вроде было положено 22, вместо 10 у Глебыча. С уважением и надеждой на продолжение, Aurix
Aurix пишет: свыше миллиона иен золотом Aurix пишет: примерно в 300 тыс. руб., т. е. вчетверо меньше, Хм... А какой курс иены тогда был? Что, рупь двадцать за иену?
Кстати, по вагонамъ - наши достаточно быстро сориентировались съ пропускной способностью транссиба - и гнали эшелоны въ одинъ конецъ(до Владивостока), такъ что вагоновъ и поездовъ для Балька должно хватать не на одинъ бронепоездъ (хватитъ ли пушекъ )